- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливан: об отставке премьер-министра Саада Харири

4 ноября стало известно об отставке премьер-министра Ливана Саада Харири. Объявление премьером Ливана о прекращении своих полномочий стало тем большей неожиданностью, что оно состоялось в Эр-Рияде, где С.Харири находился с визитом. Таким образом, хрупкая политическая стабильность в Ливане, основанная на альянсе противоборствовавших ранее Коалиций 8 и 14 марта, не просуществовала и года.

Саад Харири объяснил свое решение уйти в отставку серьезными опасениями за свою жизнь в связи с имеющейся у него информацией о готовящемся покушении, а также нежеланием быть в альянсе с теми ливанскими силами, которые помогли Ирану установить контроль над его страной. «Там, где присутствует Иран, он сеет раскол и разрушение. Доказательством является его вмешательство в дела арабских стран, его глубокая ненависть к арабской нации», — заявил С.Харири. «Иран приобрел контроль над судьбами стран региона, а «Хизбалла» является рукой Ирана не только в Ливане, но и в регионе в целом», — добавил экс-премьер. С.Харири констатировал: «К сожалению, я понял, что соотечественники, идущие рука об руку с Ираном, пытаются вырвать Ливан из арабской уммы. «Хизбалла» благодаря своему оружию навязывает стране свое видение ситуации». По мнению С.Харири, «Иран и его приспешники потерпят поражение». Далее он  пообещал и уйдя в отставку работать над созданием атмосферы политического единства в Ливане и  дистанцирования страны от региональных конфликтов. Лидер движения «Мустакбаль» посетовал на то, что многие ливанские политики следуют своим эгоистическим интересам в ущерб общенациональным.

Последние слова С.Харири можно в полной мере отнести к нему самому. Во-первых, вызывает удивление время и место объявления отставки. Такое важное решение логично огласить на родине, в Бейруте, а не за границей. Тем более, что в начале недели, 31 октября – 1 ноября С.Харири уже побывал в Эр-Рияде с официальным визитом, где встретился с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. По признанию журналистов газеты «Рай аль-Йаум», фактический правитель королевства общался с ним не как с премьер-министром суверенной страны, а как с саудовским государственным служащим. И вот 4 ноября новая неожиданная поездка в Эр-Рияд и объявление об отставке. Во-вторых, если действительно существовала угроза покушения на С.Харири, то вначале премьер-министру нужно было поставить в известность ливанские силовые структуры, а не масс-медиа. В то же время руководитель Службы общей безопасности генерал Аббас Ибрагим отметил, что никакой информации от премьер-министра об угрозах его жизни ливанским спецслужбам не поступало. Не просил он и об усилении охраны.

Кроме того, в течение последних двух месяцев премьер-министр ни разу не оглашал к партнерам по правительственной коалиции настолько серьезные претензии, чтобы они могли служить причиной его отставки. Конечно, были рутинные требования разоружения вооруженных формирований «Хизбаллы» и недопустимости существования в Ливане второй армии, но в целом премьер демонстрировал конструктивный настрой и желание работать с партнерами по правительственной коалиции. 20 октября ливанский парламент впервые за много лет принял бюджет (на новый 2018 год), и это в немалой степени было заслугой С.Харири. Радикальная оппозиция в парламенте сетовала на его соглашательский курс, который вызывает «недовольство суннитской улицы». На это С.Харири ответил своим оппонентам: «Вы путаете суннитское недовольство со своими завышенными предвыборными ожиданиями». Премьер подчеркивал необходимость превосходства государственных институтов над общинными и конфессиональными. Более того, за несколько дней до отставки С.Харири содействовал назначению ливанского посла в Дамаск впервые за шесть лет сирийского кризиса.

Каковы могут быть истинные причины внезапной отставки С.Харири? Логично предположить, что этот шаг был сделан под сильным давлением со стороны саудовских союзников и покровителей. Когда в ноябре прошлого года С.Харири согласился возглавить ливанское правительство, этот шаг в немалой степени был согласован с саудовским руководством. Эр-Рияд хотел, чтобы С.Харири по возможности сдерживал влияние в Ливане «Хизбаллы» и Ирана, а также саботировал откровенно «проиранские» (по мнению руководства КСА) шаги Мишеля Ауна. Этого не получилось. Тогда было принято решение отставкой премьера вызвать в стране хаос и дезорганизовать политическую жизнь. Деятельность движения «Хизбалла» вызывает все более враждебную реакцию в Саудовской Аравии.

Это связано с тем, что «Хизбалла» после сирийского кризиса стала не только ливанской, но и региональной силой. Военное вмешательство «Хизбаллы» в гражданскую войну в Сирии внесло значительный вклад в победу правительства Башара Асада. В Йемене военные инструкторы «Хизбаллы» тренируют вооруженные формирования хоуситов «Ансар Аллах». Кроме того, в арабских СМИ распространяется информация о поставках йеменским хоуситам иранских баллистических ракет, которыми они регулярно обстреливают саудовскую территорию. Помощь в поставках и тренировки йеменских кадров, по мнению саудовских СМИ, осуществляет «Хизбалла». Индикатором намерений Эр-Рияда в отношении «Хизбаллы» являются недавние выступления в «Твиттере» министра КСА по делам ССАГПЗ  Тамера ас-Сабхана, в которых последний назвал «Хизбаллу» («Партия Бога») «партией шайтана» («Хизб аш-шайтан») и призвал к созданию против нее широкой международной коалиции. Тамер ас-Сабхаг курирует в саудовском кабинете вопросы Ближнего Востока и очень хорошо знает ситуацию в Ливане, так как несколько лет работал в саудовском посольстве в этой стране.

В настоящее время саудовское руководство ведет переговоры с разными политическими силами Ливана по изоляции «Хизбаллы». В конце сентября в Эр-Рияде побывали лидеры христианских партий «Катаиб» Сами Жмайель и «Ливанских сил» Самир Джаджаа. Если С.Джаджаа давно пользуется финансовой поддержкой со стороны КСА (Эр-Рияд финансирует ливанскую телекомпанию MTV, принадлежащую его жене), то С.Жмайель только налаживает диалог с Эр-Риядом, однако рассматривается некоторыми саудовскими кругами в качестве перспективного христианского лидера. Неожиданным стало и обращение к президенту М.Ауну со стороны патриарха маронитской церкви Бутроса Бешары ар-Раи. Патриарх много сделал для установления национального единства в Ливане и содействовал переговорам об образовании коалиционного правительства в декабре прошлого года. После этого он надолго ушел в тень и в течение года не выступал с публичными политическими заявлениями. Однако недавно он призвал Мишеля Ауна «навести порядок в саудовском досье» и восстановить нормальные отношения с КСА. Некоторые ливанские эксперты отмечают, что курс Эр-Рияда на ограничение влияние «Хизбаллы» в Ливане может быть согласован с США  и Израилем. Следующим этапом могут быть американские финансовые санкции против ливанских банков под предлогом их сотрудничества с «Партией Бога». В то же время перспективу израильского военного вторжения в Ливан большинство аналитиков оценивает как маловероятную.

Отставка Саада Харири вызвала оживленную реакцию в политических кругах Ливана. Лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла охарактеризовал этот поступок как проявление «саудовского безумия». «То, что произошло – это саудовское безумие, и мы будем ждать еще несколько дней, чтобы это оценить», — сказал Х.Насралла. Он отметил, что «война (с Израилем – авт.) не является неизбежной, но если она будет, то это будет последняя и решающая война». С критикой решения Саада Харири выступил лидер Прогрессивно-социалистической партии Ливана Валид Джумблат, которого нельзя назвать союзником «Хизбаллы». Он констатировал: «Какими бы ни были трудности, политик обязан приносить свои амбиции в жертву стабильности, диалогу и национальному консенсусу. Ливан является слишком маленьким и слабым, чтобы выдержать экономические и политические последствия этой отставки». Бывший премьер-министр Ливана Наджиб Микати отметил, что «кризис пройдет, а Ливан усилит свое единство и укрепит свой арабский характер». Он также призвал к единству суннитов Ливана на новой основе. Это можно понять, учитывая, что Н.Микати является одним из наиболее уважаемых суннитских политиков и может рассчитывать на пост премьер-министра после С.Харири. Министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль отметил, что отставка премьера стала неприятной неожиданностью в тот момент, когда «правительство находится в своем апогее». «В тот момент, когда «Исламское государство» терпит поражение, кто-то хочет повернуть ситуацию вспять», — сказал шеф ливанской дипломатии. Он выразил надежду на то, что «Ливан сможет преодолеть стоящие перед ним политические проблемы». Представитель «Ливанских сил» Антуан Захра отметил, что считает поступок Саада Харири нормальным шагом, так как этот лидер решил дистанцироваться от войны двух блоков (иранского и саудовского), раздирающей Ливан. «Следующим шагом будет, наверное, отставка наших министров в кабинете», — сказал А.Захра. Другой христианский политик Бутрос Харб назвал отставку Саада Харири «неожиданной по времени и месту, где она была объявлена». Он констатировал, что этот политический шаг создаст напряженность в плане разрыва соглашений, способствовавший созданию правительства 2016 года.