- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Арабские депутаты Кнессета прибыли в Брюссель для проведения антиизраильской кампании

Объединенный арабский список (ОАС) – это парламентский блок арабских партий, включающий в себя коммунистов (Коммунистическая Партия Израиля, созданная в 1919 году евреями и всегда позиционировавшая себя в качестве интернационалистической, постепенно превратилась в арабскую партию с незначительным еврейским меньшинством), светских арабских националистов и исламистов, который был создан накануне последних по времени выборов в Кнессет с целью преодоления электорального барьера и получил 13 мандатов (из 120). Казалось бы, речь идет о сугубо техническом объединении партий, у которых больше различий, чем сходств. Тем не менее, все эти партии едины в отчетливо выражающейся в их деятельности тенденции решительного неприятия еврейского характера Государства Израиль и открытой солидаризации с его врагами. Официально ОАС декларирует следующие идеологические принципы:

  1. Превращение Израиля в «государство всех его граждан».
  2. Создание независимого национального палестинского арабского государства.
  3. Антисионизм (то есть, в частности отрицание права евреев диаспоры на репатриацию в Израиль).

Несомненным проявлением этой тенденции стала делегация ОАС, которая прибыла утром в минувший понедельник с визитом в Брюссель. Цель данного визита – проведение целой серии встреч в штаб-квартире Европейского союзы. Речь идет о беспрецедентной по своим масштабам внешнеполитической акции ОАС, претендующей на роль представителя арабского населения Государства Израиля.

В состав делегации входят четыре депутата Кнессета. Это председатель комитета ОАС по международным отношениям доктор юридических наук Юсуф Джабарин (член Коммунистической партии Израиля, мусульманин, житель города Умм эль-Фахм), председатель входящей в ОАС исламистской партии РААМ Масуд Ганаим (житель города Сахнин), председатель арабской националистической партии БАЛАД  Джамаль Захалка (мусульманин из села Кафр-Кара, который отсидел в прошлом два года в израильской тюрьме за террористическую деятельность в рамках ООП) и председательница парламентской комиссии Кнессета по поддержке статуса женщины Аида Тума-Салейман (христианка, член Коммунистической партии Израиля, жительница города Акко). На протяжении этой недели они намерены встретиться с высокопоставленными представителями правительства Европейского союза и с представителями различных фракций, представленных в Европейском парламенте. Помимо этого депутатам Кнессета от ОАС назначены встречи в министерствах иностранных дел Бельгии и Франции.

Члены делегации ОАС открыто объявили, что их цель – потребовать от Европейского союза вмешаться в происходящее в Израиле для того, чтобы остановить принятие Кнессета Закона о национальности. Представители парламентской фракции ОАС ответили на запрос корреспондента поселенческого интернет-сайта «Седьмой канал» по данному поводу, что «размеры и состав делегации, а также высокий уровень встреч не имеют прецедентов в попытках избранного представительства арабского меньшинства в Израиля обратиться к международным структурам для того, чтобы остановить принятие расистского и антидемократического закона в Кнессете и изменить политику (израильского – В.Ч.) правительства, направленную против арабского населения». Таким образом, речь идет об открытой демонстрации недоверия к израильской демократии и попытке повлиять на ее решения путем давления извне.

Необходимо пояснить, что Закон о национальности (иврит – «Хок га-леом») имеет преимущественно декларативный характер. Подразумевается, что он должен на уровне основного закона (в Израиле нет конституции и ее отчасти заменяет комплекс так называемых «основных законов») законодательно зафиксировать тот факт, что Израиль является национальным государством еврейского народа. Параллельно с этим Закон о национальности должен юридически закрепить государственные символы Израиля (флаг, герб и гимн), праздники и даты еврейского календаря как государственные праздники и даты, и зафиксировать статус языка иврит как единственного государственного языка Израиля (арабский язык, имеющий сейчас статус второго государственного языка, определяется в законопроекте в качестве «языка, имеющего особый статус»). Помимо этого, законопроект содержит пункт, согласно которому зафиксированное Талмудом традиционное еврейское право («мишпат иври») должно признаваться в Государстве Израиль в качестве возможного источника для юридического толкования современных законов.

Впервые проект Закона о национальности был выдвинут еще в 2011 году депутатами Кнессета Ави Дихтером (Кадима) и Зеэвом Элькиным (Ликуд). Их законопроект был поддержан тогда 37 депутатами из различных партий. В 2014 году депутат Зеэв Элькин выдвинул несколько измененный вариант того же законопроекта. Чуть позже в том же году депутаты Кнессета Ярив Левин (Ликуд), Аелет Шакед («Еврейский дом») и Роберт Илатов («Наш дом – Израиль») подали свой вариант того же законопроекта.

После длительной полемики в Кнессете – как и следовало было ожидать, основные возражения против принятия Закона о национальности раздавались из левого лагеря, однако его критиковали и некоторые представителя правого лагеря (критика сводилась к тому, что этот закон «лишний», поскольку и так ясно, что Израиль это еврейское национальное государство) – правительство приняло решение поддержать данный законопроект в его несколько более смягченной формулировке, предложенной с учетом высказанной критики Яривом Левиным, Аелет Шакед и Робертом Илатовым. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил в своем выступлении на заседании правительства, на котором обсуждался Закон о национальности: «В Государстве Израиль есть личное равенство прав для каждого гражданина, но национальные права есть только у еврейского народа. Флаг, гимн и право каждого еврея репатриироваться в Израиль – это принадлежит только нашему народу в нашем единственном государстве. Есть те, кто хочет, чтобы демократическое преобладало над еврейским, а есть такие, кто хочет, чтобы еврейское преобладало над демократическим (имеется в виду декларируемая израильским законом формула о том, что Израиль — это «демократическое еврейское государство – В.Ч.). В принципах закона, который я представляю, две эти ценности равны и их обе надо учитывать в равной степени. Те же самые принципы присутствуют в Декларации Независимости (Израиля – В.Ч.). Я не понимаю тех, кто призывает к двум государствам для двух народов, и в то же время отказывается закрепить это в законе (имеются в виду левые и арабские партии – В.Ч.). Они торопятся признать палестинское (арабское – В.Ч.) национальное государство, но яростно возражают против еврейского национального государства».

В 2017 году правительство снова начало активно заниматься продвижением упомянутого законопроекта. Биньямин Нетаньяху твердо намерен добиться его принятия в этой каденции. Для того, чтобы достичь согласия между всеми партиями правящей коалиции, из законопроекта были удалены некоторые вызывавшие разногласия пункты (в частности пункт о том, что иврит является единственным государственным языком Израиля), на чем настаивала возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном партия «Кулану».

В этой связи следует напомнить о том, что Израиль последовательно настаивает на том, чтобы Палестинская национальная администрация (ПНА) признала Израиль в качестве национального государства еврейского народа. ПНА столь же последовательно отказывается это сделать, придерживаясь в данном вопросе точно тех же идеологических принципов, которые декларирует ОАС: создание национального палестинского арабского государства в Иудее, Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и в секторе Газа рядом с Государством Израиль, которое должно быть несионистским «государством всех его граждан». В Израиле по этому поводу говорят, что палестинцы хотят получить полтора государства. Собственно, этим и объясняется стремление нынешнего правительства Израиля принять Закон о национальности в качестве основного закона.

Совершенно очевидно, что встречи, которые проводит сейчас в Брюсселе делегация ОАС, не будут иметь практических последствий. Европейский союз не располагает реальными средствами давления на Израиль. Более того, далеко не все в руководстве ЕС сочтут нужным даже на словах осудить Израиль в связи с Законом о национальности. Таким образом, миссия депутатов Кнессета от ОАС сугубо декларативна. Они лишний раз позиционируют себя в качестве представителей ПНА в израильском Кнессете. Необходимо отметить, что претензии ОАС на то, чтобы быть представителем всего арабского меньшинства в Израиле (включая друзов и христиан) не обоснованы. Достаточно упомянуть о том, что арабы (включая упомянутые конфессиональные группы) составляют 20% израильских избирателей, а депутаты от ОАС составляют менее 11% от всех депутатов Кнессета (причем один из них – еврей-коммунист Дов Ханин). При этом в Кнессете есть еще 6 депутатов-арабов (включая друзов), прошедших в израильский парламент в списках сионистских партий, как левых, так и правых: двое в «Сионистском лагере» и по одному во фракциях  Ликуда, «Наш дом – Израиль», «Кулану» и МЕРЕЦ. Арабские граждане Израиля, отдающие свои голоса за сионистские партии нередко заявляют, что они поступают так потому, что израильские арабские партии гораздо больше занимаются проблемами палестинцев, чем реальными проблемами израильских арабов.