- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 9

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение второй части документа, озаглавленной «Страны – обладательницы запасов природного газа в Восточном Средиземноморье» и, в частности, подраздела, посвященного Израилю.

Как пишут авторы документа, природный газ с месторождения «Левиафан», чья добыча была начата в сентябре 2016 года известной компанией Noble Energy, планируется поставлять в Иорданию в рамках подписанного сторонами соглашения, которое предусматривает строительство между странами трубопровода годовой мощностью 3 млрд куб м.

Рис. 7. Годовое потребление Израилем природного газа (млрд куб. м).

[1]

Как видно из графика выше, рост потребления газа в Израиле растёт быстрыми темпами. Ожидается, что к 2030 году 70% электроэнергии страны будет вырабатываться на газе. В целом, потребление газа должно будет составить около 50% в потреблении первичных источников энергии.

С другой стороны, Израиль приступает к развитию сети своей региональной торговли природным газом. Разумеется, прицелом страны является европейский газовый рынок (имея в виду не слишком большие запасы, европейцам израильский газ должен быть интересен, в первую очередь, с точки зрения диверсификации источников поставок – В.К.). Так, важным шагом стало подписание между компаниями Delek Group и Dolphinus Holding семилетнего соглашения на поставку в Египет израильского газа с месторождения «Тамар» по трубопроводу, который планируется построить. Впрочем, важнейшим для страны является месторождение «Левиафан», в разработку которого компании Delek Group и Noble Energy планируют вложить 3,75 млрд долл. Предполагается, что коммерческая добыча начнётся уже в 2019 году, когда на нужды внутреннего рынка ежегодно начнёт поставляться до 12 млрд куб м газа. Для поставок за рубеж планируется увеличение объема производства на 9 млрд куб м.

И, наконец, следует ещё упомянуть соглашение между Израилем и греческой компанией Energean Oil&Gas Group по месторождениям «Кариш» (50,9 млрд куб м) и «Танин» (33,9 млрд куб м), чей газ, по более дешевым чем на месторождении «Тамар» ценам, будет поставляться для удовлетворения внутриизраильских нужд. Как сообщаются, переговоры о поставках газа из Израиль в Турцию «продолжаются» и их планируется завершить к «концу 2017 года».

Перспективной опцией для выхода на внешние рынки является строительство терминалов по сжижению и регазификации. Заметим, что вплоть до настоящего времени Израиль идёт по пути трубопроводных поставок. Однако, в контексте разработки месторождения «Левиафан» было заявлено о том, что варианты строительства терминалов СПГ страной рассматриваются, важнейшим препятствием для чего являются низкие цены на нефть и, вслед за ней, на СПГ. Что делает подобную инвестицию потенциально малорентабельной. Особенно, на фоне того, что в самом Израиле стремительно растёт газовое потребление, что делает малореальным превращение страны в обозримой перспективе в заметного экспортёра «голубого топлива».

Интересно, что Палестину, частично признанное государство, без особых признаков самой государственности, турецкие авторы выделили в отдельный раздел отчета. По их словам, Израиль накладывает серьёзные экономические ограничения на регион и, в частности, это касается доступа к имеющимся месторождениям. На фоне быстрого роста численности населения, около 90% потребностей Палестины в электроэнергии удовлетворяются Израилем. Важнейшим препятствием к развитию собственного производства является нехватка у Палестины необходимой инфраструктуры. На этом фоне разработка месторождения Gaza Marine, по словам авторов отчёта, имеет для Палестины жизненную важность. 25-летняя лицензия на его разработку была выдана BG Group (British Oil и Gas Group) в 1999 году, но в 2000 году аннулирована израильским руководством со ссылкой на то, что у палестинцев нет полномочий по выдаче лицензий. Результатом стала остановка работ, в дальнейшем опротестованное со стороны BG Group. По итогам проведенных изыскательских работ был открыто месторождение Gaza Marine, на расстоянии 22 миль от береговой линии, мощностью 280 млрд куб м.

Переговоры по поставкам газа с этого месторождения были начаты израильским руководством и BG Group в 2007 году. Было принято решение о подводной прокладке трубопровода и поставках газа в израильский Ашкелон. В дальнейшем соглашение это было аннулировано в результате перехода сектора Газа под контроль ХАМАСа. Переговоры были возобновлены в 2013 году с решением об инвестировании в регион 4 млрд долл. Этим планам также оказалось не суждено реализоваться. В 2017 году разработка месторождения была начата со стороны компаний Delek и Noble, без получения на то разрешений со стороны палестинского руководства, что, по словам турецких авторов, «противоречит международному законодательству».

Важнейшей проблемой Палестины является 100%-й импорт электроэнергии из Израиля и Египта. С учётом невозможности получения доступа к собственным запасам энергоносителей, выхода из ситуации не просматривается. Тем более, с учётом «молчаливой позиции», занятой международным сообществом.