- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Исламизм набирает популярность среди молодежи Индонезии

Одно из исследований, недавно проведенных в Индонезии, показало, что один из четырех учащихся в Индонезии «готов вести джихад для того, чтобы установить халифат или исламское государство» и один из шести учащихся предпочитает «идеологию ислама и исламского государства» официальной идеологии Индонезии (Панча Сила и унитарному государству Республики Индонезия)[i] [1].

Исследование проводилось исследовательским центром Альвара, в котором приняли участие 4200 учеников и студентов на острове Ява и в ряде крупных городов за пределами Явы. Все респонденты являются мусульманами, доля представителей мужского и женского пола была равной. Все они являются представителями среднего класса, которые учатся в высших учебных заведениях или в старшей школе в Индонезии.

Вот некоторые данные из тех, которые показало исследование (проводилось с 1 сентября по 5 октября 2017 г.):

В частности, приводится несколько примеров из исследования.

Так, например, магистрант кафедры исламских исследований и психологии Университета Индонезии, Ахмад Рояни, заявил, что в его кампусе процветает поддержка «консервативного направления» ислама.

«Я только начал учиться, и преподаватель спросил, какую тему я собираюсь выбрать для своей научной работы… я хотел осветить тему радикализма и халифата, преподаватель же начал обижаться и на повышенных тонах стал отклонять ее, сказав, что я уже осуществил разделение индонезийского общества, разделив его на группы, по его словам», — сказал Ахмад.  «Он мне предъявлял такие обвинения и завершил свою речь тем, что сказал, что он лучше умрет как мусульманин, чем как националист, указывая на меня»[iii] [3].

Мохаммад Дофир, учитель частной исламской средней школы в Южном Тангеране, заявил, что он также видит склонность некоторых учителей к радикализму.

«Просто для примера. В нашей школе каждую пятницу мальчики осуществляют пятничную молитву, девочкам же преподают основы женского поведения. Но без должного контроля со стороны директора учителя на самом деле проповедуют радикальную идеологию», – сказал Дофир. «Например, учитель показывает видео с акции 212 у Национального Монумента (крупный митинг исламистов, организаторы которого требовали тюремного заключения для бывшего мэра Джакарты, Ахока), сопровождая это одобрительными комментариями, по моему мнению, это распространение ненависти»[iv] [4].

Реагируя на результаты исследования, директор по делам студентов Министерства исследований, технологий и высшего образования, доктор Дидин Вахидин, заявил, что он удивлен, но отметил, что примеры поддержки джихадизма и исламского государства могут быть результатом попустительства в учебных заведениях относительно распространения радикальных идеологий.

«Нам уже известны факторы, которые этому предшествовали. Продолжительное попустительство привело к появлению преподавателей и студентов, отравленных радикальными учениями, которые впоследствии формируют позицию: если ты мусульманин, то не можешь быть сторонником унитарного государства Республики Индонезия. Если ты сторонник унитарного государства Республики Индонезия, то не можешь быть мусульманином». – сказал Дидин. «На самом деле, это не так. Связь государства и религии должна выстраиваться таким образом, чтобы она представляла собой единое целое»[v] [5].

То же самое говорит и Мохаммад Дофир о своей школе: «Присутствует попустительство. Учителям все равно, а директор не объявляет выговоры».

Распространение радикализма происходит не только через образовательные учреждения, но также и через общество и соцсети. Согласно данным исследования, влиятельные улама, чьи проповеди легко воспринимаются, стали ориентирами для молодежи.  Поэтому, например, глава общественного движения «Анзор», Нусрон Вахид, призвал улама модернизировать свои проповеди, чтобы находить эффективный способ коммуникации с молодежью.

Председатель национальной комиссии по защите детей, Арист Мердека Сираит, заявил, что радикальные учения уже проникли в аудитории учащихся и выражает надежду, что Министерство образования и культуры будет осуществлять должный надзор, препятствуя их распространению. Арист заявил об этом во время выступления по теме «Воспитание детей в условиях противодействия насилию и экстремизму» в центре «Хабиби», в районе Южный Кеманг, Джакарта 3 ноября 2017 г. По его словам, именно учителя и распространяют эти радикальные идеологии. Такое, например, происходило в одной из религиозных школ в г.Богор[vi] [6].

По словам Ариста, детям из одной религиозной школ Богора прививали ненависть к другим группам людей. Также было заявлено, что есть школы, которые пренебрегают ценностями Панча Сила или пением национального гимна[vii] [7].

Однако у сложившейся проблемы есть и другая сторона: государство и общество не готовы оказывать необходимую поддержку и социализацию тем детям и подросткам, которые или стали приверженцами радикальных идеологий, или росли в семьях, в которых родители были осуждены за причастность к терроризму.

Так, например, по мнению председателя комиссии по защите детей Индонезии, Сусанто, дети, которые уже стали жертвами влияния радикальных идеологий, должны получить представление о ценностях национализма и понимание о разных идеологиях в целом. По его мнению, также необходимо разрабатывать и распространять ответную интерпретацию о том, как следует понимать религию, так как просто образования и национализма не достаточно. Помимо этого, по его мнению, также необходимо давать разъяснение, чем именно опасен терроризм, а также осуществлять социальную помощь и реабилитацию тем, кто уже стал заложником подобных воззрений[viii] [8].

Комиссия по защите детей Индонезии же заявила, что региональные правительства на уровне провинций, округов и городов пренебрегает своей ответственностью за предоставление образования детям террористов.

Сусанто, заявил, что этот факт был вскрыт в результате исследования феномена дискриминации со стороны образовательных учреждений по отношению к детям террористов.

«Внимание региональных правительств к терроризму, особенно к предоставлению защиты детям террористов, все еще слабое», – сказал он. По его словам, нет ни одного регионального правительства, которое можно было бы поставить в пример как образец внимания по отношению к детям террористов. По его словам, большая часть работы в этом направлении осуществляется самим обществом и Национальным агентством по борьбе с терроризмом[ix] [9].

Согласно статье 59 закона № 25/2014 о защите детей, помимо центрального правительства, региональные правительства обязаны выделять средства для детей, которые так или иначе оказались причастны к терроризму. В статье 69 пункте B также говорится, что региональные правительства обязаны предоставлять поддержку таким детям и осуществлять их социальную реабилитацию. Однако это реализовывается далеко не всегда, а порой власти и вовсе потакают настроениям общественности и совершают совершенно обратное[x] [10].

Так, в конце сентября правительство округа Богор приняло решение закрыть религиозную школу «Тахфидзул Коран Ибну Мас’уд». Эта религиозная школа, по мнению председателя фонда «Аль-Урватул Усро», Агуса Пурвоко, управляемая Ибну Мас’уд, была основана для того, чтобы дать убежище детям, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию из-за того, что их отец или мать были осуждены за причастность к терроризму. Однако ни доводы Агуса Пурвоко, ни защита со стороны части общества не смогли предотвратить закрытие религиозной школы.

Местное население обвинило школу в распространении терроризма и устраивало митинги, в результате Ибну Мас’уд запретили вести свою деятельность на основе соглашения между полицией, представителями военных, прокуратуры и министерства по делам религий. Мира Кусумарини из общественной организации «Гражданское общество против насилия и экстремизма» сказала, что препятствия для ограждения детей от влияния радикальных идеологий исходят не только из семьи, но и из общества, так как последнее не готово стать частью процесса дерадикализации[xi] [11].

Мира заявила, что около 50% из 208 индонезийских граждан, которых депортировали обратно в Индонезию по подозрению в причастности к терроризму, — дети или лица до 18 лет. Он сказала, что большая их часть никогда не училась в школе, а учились дома на домашнем обучении и зависели от подачи материала своими родителями[xii] [12].

«В социальном плане они склонны к отчужденности и почти все хотят стать моджахедами», – сказала Мира[xiii] [13].

Результаты исследования, проведенного исследовательским центром «Альвара», стали тревожным сигналом для правительства и умеренных исламских организаций. Факт радикализации детей и подростков налицо, и теперь властям необходимо разработать концепцию противостояния экстремизму, которые стремительно распространяется среди молодежи, а также принять ряд конкретных действий для того, чтобы эта концепция возымела реальный эффект. С другой стороны, правительство должно помочь детям и подросткам, которые стали жертвами радикальных воззрений,  преодолеть чувство отчужденности и отверженности, а также разработать ряд специальных образовательных программ, которые поспособствуют их успешной интеграции в гражданское общество.

[i] [14] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41820400 [15]

[ii] [16] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41820400 [15]

[iii] [17] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41820400 [15]

[iv] [18] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41820400 [15]

[v] [19] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41820400 [15]

[vi] [20] http://nasional.kompas.com/read/2017/11/03/15440831/waspada-radikalisme-sudah-masuk-sekolah-lewat-ajaran-guru [21]

[vii] [22] http://nasional.kompas.com/read/2017/11/03/15440831/waspada-radikalisme-sudah-masuk-sekolah-lewat-ajaran-guru [21]

[viii] [23] http://www.antaranews.com/berita/662643/anak-terlanjur-kena-paham-radikal-begini-penanganannya [24]

[ix] [25] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41858561 [26]

[x] [27] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41858561 [26]

[xi] [28] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41858561 [26]

[xii] [29] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41858561 [26]

[xiii] [30] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-41858561 [26]