- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О акте саботажа на нефтепроводе из Саудовской Аравии в Бахрейн

Россия решительно не приемлет атаки против объектов гражданской инфраструктуры, заявили в понедельник в МИД РФ в связи с произошедшим 10 ноября подрывом нефтепровода в Бахрейне. «В результате диверсии, ответственность за которую пока никто на себя не взял, жертв зафиксировано не было», — отметили в российском дипведомстве. Там напомнили, что бахрейнские власти возложили вину за эту акцию на Иран, назвав ее «опасной эскалацией» в отношении королевства. Тегеран же эти обвинения категорически отверг. «В связи с подрывом нефтепровода на Бахрейне, подтверждаем принципиальную позицию России решительного неприятия любых террористических актов, в том числе направленных против объектов гражданской инфраструктуры», — подчеркнули в МИД РФ. При этом Москва никоим образом по понятным причинам не акцентировала внимание на теме иранского участия в этом инциденте. Сама же тема осуждения является нормальной дипломатической практикой, и в данном случае необходимо также учитывать и серьезные договоренности о бахрейнских инвестициях в российскую инфраструктуру. Но  теракт на нефтепроводе сам по себе вызвал серьезную панику в Саудовской Аравии, тем более что он состоялся фактически в унисон с обстрелом йеменской ракетой Эр-Риядского аэропорта. В КСА были приняты меры повышенной охраны объектов нефтяной инфраструктуры, а сама перекачка нефти на Бахрейн была прекращена. Об этом объявил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов королевства Халед бен Абдель Азиз аль-Фалих, передает саудовское информационное агентство САП. При этом, если отбросить всю эту дипломатическую риторику, то в сухом остатке остается несколько принципиальных моментов.

  1. Нападения на полицейских и подрывы их бронемашин на Бахрейне в общем-то происходят регулярно, и ответственность за них в принципе несут боевики группы местных шиитов «Бригады Аль-Аштар», часть которых (и это истинная правда) проходят и проходили тренинг в лагерях шиитской «Хизбаллы» в Ливане. Но первый раз они предположительно атаковали объекты нефтяной инфраструктуры. «Предположительно», потому что ответственности за инцидент на себя никто не взял и никто из шиитских боевиков по этому делу до сих пор задержан не был. И соответственно нет никаких результатов следственных действий.
  2. До сих пор нет никаких внятных доказательств того, что это была именно диверсия. Напомним, что в пятницу вечером на участке нефтепровода между Саудовской Аравией и Бахрейном в районе города Хамад в регионе Бури вспыхнул пожар, который был локализован силами гражданской обороны. Бахрейнские правоохранители в этой связи квалифицируют произошедшее «как акт саботажа». Это понятие согласно принятой юридической терминологии исключает использование взрывного устройства, а говорит о чисто механическом повреждении трубопровода. При этом очевидно, что акт саботажа произошел на каком-то периферийном ответвлении нефтепровода, где отсутствует высокое давление.  Эту информацию подтверждают американские эксперты по террору, которые утверждают, что до сих пор нет никаких реальных доказательств того, что в данном случае использовались самодельные взрывные устройства (СВУ). При этом тип СВУ является самым ясным доказательством причастности к тому или иному теракту той или иной группы или страны. Это гораздо более весомее, нежели чем пока абсолютно голословные утверждения со стороны Саудовской Аравии и Бахрейна. Причем обвинения Ирана в причастности к акту саботажа произошели без всякой временной задержки, что говорит о том, что организаторы атаки были априори определены сразу же по факту. Все это не добавляет  внятности нынешней дипломатической истерии со стороны КСА. Со своей стороны отметим, что в прошлом месяце в Йемен из Ирана были доставлены компактные наборы для изготовления СВУ в «домашних условиях». Эти «наборы» были разработаны специалистами КСИР специально для проведения  диверсий за рубежом и их отличительной чертой является компактность и минимальность остаточных улик. В этой связи рискнем предположить, что такие же «наборы» могли появиться и у боевиков на Бахрейне. Тем более, что йеменский и бахрейнский плацдармы рассматриваются иранцами в качестве полигонов для отработки алгоритмов использования не только ракетного оружия, но и средств проведения диверсионных актов типа морских дронов и упомянутых выше «наборов».
  3. Причина проведения акта саботажа на  нефтепроводе именно сейчас имеет свое логичное объяснение. Лидер оппозиционного движения Бахрейна «Аль-Вифак» («Согласие») шейх Али Сальман предстанет перед судом по обвинению в шпионаже в пользу Катара. Как передает в воскресенье бахрейнское информационное агентство (BNA), Генпрокуратура королевства уже передала его дело в Высший уголовный суд, первое слушание в котором назначено на 27 ноября. В этой связи теракт имеет своей целью предупреждение властей острова о самых негативных последствиях в случае вынесения шиитскому лидеру смертного приговора. В этой связи напомним, что казнь в КСА в прошлом году шиитского богослова Нимра ан-Нимра привела к разрыву дипломатических отношений межу Ираном и КСА, поджогу саудовского посольства в Тегеране и массовым демонстрациям  шиитов. На этот раз реакция  будет более акцентированной: удару подвергнуться объекты нефтяной инфраструктуры, что для Саудовской Аравии и Бахрейна является вопросом крайне болезненным. И делаться это будет не только посредством диверсий, но и очень вероятно — с использованием ракет с территории Йемена. По крайней мере, поражение ракетой нефтеналивного терминала  в саудовском потру Янбу летом этого года и недавняя атака на Эр-Рияд  делают такой сценарий вполне вероятным. Но помимо собственно судьбы самого шиитского клерикала есть и еще один нюанс. Это обозначение  перспектив и негативных последствий для КСА в случае продолжения им практики  финансирования арабов-ахвазов в самой «нефтяной» иранской провинции Хузестан и стимулирования их на совершения актов саботажа на нефтепроводах в этом регионе. И не только. Но и организации акций нападения и запугивания на иностранных инвесторов в этом регионе, среди которых первоочередной целью определены представители китайских компаний. Именно такие разведданные о подрывной деятельности саудовской разведки обсуждались на последнем по времени  заседании Высшего совета национальной безопасности ИРИ в прошлом месяце. И не только обсуждались, но и наверняка планировались ответные меры, одну из которых мы сейчас, скорее всего,  и наблюдаем на Бахрейне.