Аля аль-Хашеми, посол Ирака в Кувейте заявил 13 ноября о «стремлении Кувейта провести работу по обустройству судоходных фарватеров в лагуне Хор Абделла со стороны иракского берега. Совещание совместной комиссии по организации судоходства уже закончились, были подписаны соответствующие протоколы и. в целом, завершено обсуждение вопросов. носящих прикладной характер.
Кувейтская газета «Аль-Кабус» со ссылкой на интервью иракского посла сообщает о готовности Кувейта провести донноуглубительные и навигационные работы не только в своей части лагуны, но и на сопредельной, иракской стороне, на что будут заключены соответствующие контракты со специализированными подрядчиками.
Сам порядок движения судов и комментарии на этот счет были направлены для утверждения в вышестоящие инстанции. При этом, аль-Хашеми особо подчеркнул: согласованы вопросы практического свойства, то, как именно будут передвигаться суда. Все, что связано с суверенным статусом и демаркацией морской границы, отнесено на более отдаленное рассмотрение.
«Работа совместной комиссии организована на уровне помощников министров транспорта обеих стран и имел место плодотворный и позитивный обмен мнениями», — указал посол. В ходе ее проведения был подписан протокол, подготовленный, но не подписанный ранее, во время предыдущих встреч, в ходе которых кувейтская и иракские стороны не смогли согласовать предложенные Ираком определенные изменения, однако все разногласия были преодолены, что «внушает нам оптимизм».
Касательно визита министра транспорта Ирака в Кувейт, А.аль-Хашими сообщил об обсуждении вопросов транспортного наземного и железнодорожного сообщения между двумя странами, а также о том, что ведется работы «по устранению препон, что требует совместных усилий и отдельных встреч». Работы будет продолжена уже в Багдаде, куда приглашен министр транспорта Кувейта. «Усилия рабочей комиссии неизменно пользуются поддержкой эмира Кувейта и правительства Ирака», — подчеркнул иракский дипломат.
Иракская компания по морским перевозкам объявила о намерении приобрести «новые большие грузовые суда для восполнения потерь, понесенных в ходе войн».
Талеб аль-Бадири, представитель компании, являющейся подразделением Министерства транспорта Ирака, заявил в четверг, 9 ноября, о том, что компания, «лишившаяся 23 судов в ходе военных действий, располагает в настоящий момент шестью крупными грузовыми судами и намерена в самое ближайшее время приобрести новые, (количество которых не называется – авт.), для включения в свои грузовые морские операции».
«Компания претендует на статус государственного перевозчика и рассчитывает перевозить все грузы, поступающие в Ирак по правительственным контрактам», — добавил Т.аль-Бадири.
Морской торговый флот Ирака серьезно пострадал в ходе всех последних войн, что вела страна. То же самое справедливо и в отношении танкерного флота. Лишившись почти всех судов, компания по морским перевозкам вынуждена арендовать разные суда под иностранными флагами, как для перевозок генеральных грузов, так и для выполнения экспортных поставок нефти из южных портов страны.
Ирак располагает сегодня 4 торговыми портами: Аль Муаккаль, Хор-Зубейр, Абу-Флюш и Умм-Каср, как известно 80% иракской нефти отгружается на экспорт из этих портов, куда поступает также до 75% всех импортных товаров и грузов. Прогресс в переговорах с Кувейтом по вопросу судоходства в лагуне Хор Абделла позволяет рассчитывать на более полное задействование портов в Умм-Касре и в Хор-Зубейре, кроме того, в следующем году Министерство транспорт планирует закончить работы на первой очереди строительства нового портового терминала «Большого Фао» — нового иракского порта, расположенного южнее лагуны Хор-Зубейр.
Компания «Морские порты Дубая» наращивают свое присутствие в Сомалиленде, где будет создана новая экономическая зона. Об этом сообщили в понедельник, 13 ноября, председатель Совета директоров этой компании, принадлежащей правительству эмирата, Султан бен Салим и министр иностранных дел Республики Сомалиленд, Саад Али Шир. Ранее, они подписали совместный протокол о создании СЭЗ в районе порта Бербера. Под зону отведен земельный надел площадью 12.2 кв. километра и основные виды деятельности новой свободной экономической зоны будут касаться транспортно-логистических услуг и перерабатывающей промышленности.
Планом работ предусмотрено поэтапная организация работ, на первом этапе будет застроено 4 кв. километра. «Морские порты Дубая» пока не раскрывали данные по инвестициям в это проект, ссылаясь на то, что обнародуют эту информацию после проведения в ноябре местных выборов в Сомалиленде. «Мы продолжим тесное сотрудничество по этому вопросу с новым правительством», — заявил источнику «Ас Сабах аль-Джадид» Султан бен Салим. Примерный объем инвестиций в порт на всех трех этапах его модернизации оценивается в 442 млн долларов США.
Морской порт и новая СЭЗ в Сомалиленде значительно усилят возможности ОАЭ в районе Африканского рога, как известно, Эмираты практически закончили сооружение современной военно-морской базы в Эритрее, последовательно придерживаясь линии на контроль не только над Ормузом, но и над Баб эль-Мандебом.
Также в понедельник, 13 ноября, правительство эмирата Рас эль-Хайма распространило заявление о том, что базирующаяся в Гонконге, компания Hatchison получила в концессию сроком на 25 лет контейнерный терминал в порту Сакр, расположенном на северном берегу ОАЭ. Компания станет оператором в общей сложности 4 разгрузочно-погрузочных площадок, обще пропускной способностью в 350 тысяч 20 футовых морских контейнеров.
Порт Сакр — главные морские ворота эмирата имеет неплохо развитую рыболовную гавань и ремонтные верфи, на которых обслуживаются рыболовные суда и вспомогательный флот, обслуживающий плавучие буровые платформы. Развитие контейнерного терминала придаст этому транспортному узлу новое значение и будет способствовать росту удельного веса Рас эль- Хаймы в транспортной инфраструктуре ОАЭ. Загрузку новому терминалу обеспечат грузы из Ирана, соседнего Омана, так же, часть грузов, очевидно, будет перенаправлена из перегруженной в последнее время Фуджейры.