- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ближний Восток в приоритетах агентства ООН по беженцам в 2018 году

Миграция выходит сегодня на передний план политической повестки и идёт в фарватере глобальных гуманитарных усилий. Число мигрантов в мире с 2000 по 2015 год выросло на 40% и продолжает расти. Страны Ближнего Востока и Северной Африки стали главным драйвером этого роста, а основная причина — военные конфликты и политическая дестабилизация, спровоцированные событиями «арабской весны» и внешним вмешательством.

Опубликованный накануне новый Глобальный призыв Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) расставляет приоритеты финансирования программ помощи беженцам в 2018 году.

На следующий год УВКБ ООН запрашивает у доноров 6.9 млрд долларов, что вдвое превышает уровень бюджета организации в 2010 году. Из бюджета 2018 года большая 5.3 млрд долларов (78% всего бюджета) планируется израсходовать непосредственно на помощь беженцам. Кроме того, 1.2 млрд долларов (17%) будет потрачено на программы помощи внутренне перемещённым лицам (ВПЛ), и ещё около 250 млн долларов (4%) — на проекты реинтеграции переселенцев и беженцев.

Рассмотрим перспективные планы УВКБ по распределению ресурсов по регионам.  В 2018 году Ближний и Средний Восток — один из главных приоритетов, второй после Африки. Это логично, с учетом того, что почти половина беженцев в мире исходит из трёх стран — Сирии (5.5 млн человек), Афганистана (2.5 млн человек), Южного Судана (1.4 млн человек).  Среди стран, принимающих на своей территории беженцев, в первой четверке также страны региона — Турция (2.9 млн), Пакистан (1.4 млн), Ливан (1 млн), Иран (980 тысяч).

Таким образом, по общему числу лиц, нуждающихся в содействии, включая внешних мигрантов, внутренне перемещённых лиц и тех переселенцев, кто недавно вернулся обратно в рамках процесса реинтеграции, Ближний Восток занимает лидирующую позицию — более 17 млн человек. В следующем на второй позиции регионе Восточной Африки и Африканского Рога общее число составляет 10 млн человек.

Данное обстоятельство отражает наглядно и схему распределения ресурсов. Более 40% всего своего бюджета в 2018 году УВКБ ООН планирует потратить на 4 ближневосточные страны — Ирак, Ливан, Турцию, Сирию, а также Уганду. Если, конечно, не будет кардинальных политических потрясений, способных изменить общий контур миграционных потоков и гуманитарных потребностей.

Что касается расстановки акцентов в работе ведущего агентства ООН по содействию беженцам на Ближнем Востоке в следующем году. Задача многоплановая. При основном фокусе на обеспечении первоочерёдных нужд трёх стран, находящихся в чрезвычайной гуманитарной ситуации —  Сирии, Йемена и Ирака, одновременно УВКБ будет содействовать местному населению принимающих беженцев стран (Ливан, Иордания, Турция), а также укреплять потенциал Ливии, являющейся отправной точкой главного канала миграции беженцев в Европу. В числе важных задач миссии УВКБ на Ближнем Востоке в 2018 году — поиск устойчивых решений по защите беженцев и внутренне перемещённых лиц от насилия и принуждения, обеспечение их личной безопасности с упором на поддержку женщин и детей как наиболее уязвимых категорий. Также будут продолжены усилия по защите прав и легализации присутствия сирийских беженцев в Ливане и Иордании, в частности возможности вовлечения их в социальную жизнь и получения разрешения на работу. В Турции, нужно признать, этот процесс носит более упорядоченный характер, и большая часть сирийцев получили в стране легальный временный статус, а заодно возможности трудоустройства и социальных льгот.

Обращает на себя внимание тот факт, что на реинтеграцию, то есть поддержу процесса возвращения беженцев и вынужденных переселенцев обратно, УВКБ планирует потратить лишь 4% бюджета 2018 года, около 250 млн долларов. Хотя, как представляется, именно эти процессы будут активизированы на Ближнем Востоке в следующем году, особенно в Сирии и Ираке, где от террористов освобождаются огромные территории, в том числе крупнейшие города. Можно предположить, что с учетом сугубо гуманитарной миссии УВКБ, агентство не видит своей значимой роли в поддержке процессов реинтеграции. Действительно, национальные правительства при содействии агентств развития обычно призваны играть первую скрипку в этом процессе. Однако с учетом масштабов разрушений тех районов, куда предстоит возвращаться беженцам и вынужденным переселенцам, гуманитарная составляющая будет ключевой, особенно на первом этапе реинтеграции. В силу бедственного положения этих людей и отсутствия стабильного источника доходов, на первом этапе они будут всецело полагаться на внешнюю помощь и субсидии. С учетом финансовой слабости национальных правительств, именно специализированные гуманитарные агентства способны оказать необходимую помощь. По линии УВКБ речь идёт о содействии их временному размещению после возвращения, а также других важных инициативах. Например, в Алеппо под эгидой УВКБ работает сеть временных образовательных центров для обеспечения доступа вернувшихся после войны сюда школьников к регулярной учебе в отсутствии школ и учителей.

Подводя итог, следует отметить, что проблема финансирования может внести определённые коррективы в реализацию плана УВКБ ООН в 2018 году. Несмотря на наличие амбициозных и во многом обоснованных задач, в текущем году агентству удалось мобилизовать лишь 50% ресурсов от заданной цели. Ситуация с большой долей вероятности может повториться и в следующем году, а значит придётся по ходу расставлять главные приоритеты, фокусировать усилия на самых неотложных задачах и повышать эффективность расходования бюджета.

Следует также иметь виду вероятность новых политических потрясений на Ближнем Востоке и Северной Африке, способных спровоцировать новый всплеск миграции и потоков беженцев и изменить контуры намеченных гуманитарных интервенций. В частности, фактор «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) здесь может оказаться решающим: по мере его выдавливания из Сирии и Ирака, совершенно новые и неожиданные угрозы могут возникнуть в любом другом регионе мира. Сегодня различными экспертами в числе новых потенциальных очагов называются Афганистан, Ливия, Сомали, Нигерия, Йемен, Пакистан, Центральная и Юго-Восточная Азия. Прогнозировать сложно. Однако, в любом случае, любой такого рода нежелательный поворот спровоцирует новую волну переселений и миграции, и потребует концентрации ещё больших усилий и ресурсов гуманитарного сообщества и, в частности, агентства ООН по делам беженцев.