- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о санкциях США в отношении Ирана

В ноябре с.г. Белый дом обнародовал информацию о том, что президент США Д.Трамп продлил эмбарго на поставки нефти из Ирана, веденное в 2012 году. Американский лидер заявил, что у США нет проблем с «черным золотом», поэтому интереса к поставкам иранской нефти также нет. «Я определил, что имеется достаточное количество нефти и нефтепродуктов из стран помимо Ирана. Это позволяет значительно сократить объем нефти и нефтепродуктов, которые приобретаются у Ирана», – цитируются слова Трампа в меморандуме, который распространил Вашингтон.

Ранее министр нефти Ирана Б.Н.Зангане подчеркнул, что государство готово к переговорам с американскими нефтегазовыми компаниями. По его словам, все дело в руководстве США, которое не хочет конструктивного разговора по нефтегазовому сотрудничеству. «Если они захотят, то мы готовы обсудить с компаниями США разработку нефтяных и газовых ресурсов», – заявил иранский министр, отметив также, что Д.Трамп мешает предприятиям США вести деятельность на рынке Исламской Республики. Между тем, по заявлению Б.Н.Зангане, США постоянно недовольны тем, что европейские компании сотрудничают с Ираном, получая от этого доход.

По словам генерального директора французской компании Total П.Пуянне, она собирается и дальше продолжать разработку газового месторождения  «Южный Парс» в Иране, несмотря на угрозы США снова «заключить» Иран под жесткий и прочный «санкционный замок». Топ-менеджер заметил, что Total хорошо осведомлена о тех трудностях, с которыми она может столкнуться, если и дальше будет тесно сотрудничать с Ираном. Однако в текущем году Total и Иран подписали многомиллиардную сделку по разработке «Южного Парса», поэтому компания весьма заинтересована в сотрудничестве с Исламской Республикой. «Когда мы подписывали контракт, то знали, что это будет непростой путь», – подчеркнул П.Пуянне, отметив, что пока Total не подвергалась  давлению со стороны США.

Глава компании также заявил, что французские власти также не создают предприятию проблем, не намекают Total о сворачивании бизнеса в Исламской Республике, которую США снова пытаются изолировать от контактов с международным сообществом. «Я не получаю никакого распоряжения от французского правительства. Я не получаю никаких распоряжений от правительства США», – сообщил топ-менеджер.

Д.Трамп уже давно твердит о том, что Белый дом будет взаимодействовать с Конгрессом США, чтобы ликвидировать «серьезные недостатки» заключенного летом 2015 года международного соглашения с Ираном по его ядерной программе. Тем не менее американский лидер отметил, что, если усилия США по «улучшению» соглашения окажутся провальными, Вашингтон выйдет из сделки.

В свою очередь, вице-президент США М.Пенс заявил, что соглашение между Ираном и «шестеркой» международных посредников в том виде, в котором оно находится сегодня, не дает возможности в полной мере гарантировать, что в перспективе Исламская Республика не получит доступ к ядерному оружию. По его словам, не существует гарантий того, что по прошествии определенного срока Иран вновь не начнет заниматься ядерными испытаниями.

Напомним, что противостояние между Ираном и США началось еще в 1979 году, когда американцы ввели ограничения против Ирана, которые впоследствии поддержали западноевропейские страны. Ядерное противостояние Запада и Ирана началось в начале 2000-х годов, когда группа неких эмигрантов из Ирана сообщила о ранее неизвестных ядерных объектах в Исламской Республике. Затем Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило, что в Иране успешно работают заводы по обогащению урана и производству тяжелой воды. Все эти факты позволили Вашингтону сделать вывод, что Иран работает над созданием ядерного оружия. Иран же в это время утверждал, что его ядерная программа мирная, но Запад с иранскими доводами не согласился.

В 2003 году Великобритания, Франция и Германия заключили с Ираном сделку (хотя против нее выступали США), договорившись, что Исламская Республика приостанавливает программу по обогащению урана в обмен на экономическое и политическое стимулирование страны. Однако через два года сделку все же аннулировали: Запад объявил, что Иран не выполняет соглашение. Затем США, Россия и Китай присоединились к Великобритании, Франции и Германии в вопросе взаимодействия с Ираном. Тогда же Совет безопасности ООН начал вводить антииранские санкции за отказ Ирана приостановить обогащение урана, обвинив государство в том, что оно тайно работает над ядерной программой.

Примечательно, что против Ирана Запад ввел достаточно жесткие санкции, которые были жестче, чем те санкции, которые сегодня введены против России западными странами.

Иран беспокоит принятие закона о противодействии противникам Америки посредством санкций, который подписал Д.Трамп. Помимо прочего, закон предусматривает усиление режима антииранских санкций. Хотя масштабные международные экономические ограничения были сняты с Исламской Республики в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы. Практическая реализация плана началась в начале 2016 года.

Некоторое время назад министр иностранных дел Ирана Д.Зариф заявил, что Исламская Республика думает над ответными шагами на случай, если США введут против нее какие-либо новые санкции.