- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позиции КСА в преддверии восьмого раунда межсирийских переговоров в Женеве

Первые результаты прошедшей в саудовской столице 22-24 ноября конференции сирийской оппозиции «Эр-Рияд-2», по мнению ряда наблюдателей, отразили реакцию КСА на последние изменения военно-стратегического баланса сил в пользу президента Б. Асада. Хотя проведение конференции анонсировалось давно, но по времени она почти совпала с трехсторонней встречей глав России, Турции и Ирана в Сочи, что не могло не сказаться на ее работе. Если судить по публикациям, которые ей предшествовали, главным требованием оппозиции оставался призыв — «Асад должен уйти». Это неоднократно повторяли лидеры радикальных группировок, входящих в состав Высшего комитета по переговорам (ВКП) — зонтичной структуры под эгидой КСА, где также присутствуют и «умеренные» представители антиасадовской оппозиции. Однако в ходе подготовки стало ясно, что Эр-Рияд все же прореагировал на изменившуюся ситуацию в Сирии. 20 ноября с.г. было объявлено, что глава ВКП Рияд Хиджаб объявил о своей отставке в знак протеста. Причиной этого шага СМИ называли резкое неприятие изменения позиции некоторых его коллег по ВКП, которые «слишком быстро и охотно» согласились на продолжение правления человека, «которого они считают дискредитированным тираном». Кроме него, накануне конференции подали в отставку еще несколько других членов ВКП.

Как можно судить по заявлениям некоторых участников конференции «Эр-Рияд-2», причиной таких перестановок стали перемены в настроениях саудовцев, которые стали придерживаться мнения, что решение сирийского кризиса на настоящем этапе невозможно силовым путем, а только политическими средствами. Многих представителей оппозиции это откровенно насторожило. По их словам Саудовская Аравия отказалась «от необходимости ухода Асада», но это произошло только под давлением обстоятельств, заставивших частично принять российскую позицию, которой до этого в Эр-Рияде активно противились. Причем, если судить по некоторым источникам, «непримиримые» в сирийской оппозиции обвиняют КСА в отказе от ранее заявленных целей, особенно «поддерживать сирийский народ в получении законных прав» и начале сближения с Россией, хотя это противоречит  стратегическим интересам королевства, т.к. ключевым игроком в этом альянсе является главный противник КСА – Иран. Как стало известно из заявлений некоторых членов ВКП, накануне конференции была произведена небольшая «чистка» их рядов, т.к. большинство из тех кто «подал в отставку являются сторонниками жесткой линии», другие же просто не получили приглашения на конференцию в Эр-Рияд, чтобы избежать излишних эксцессов. По словам «неприглашенных» все это доказывает, что саудовцы находятся «под давлением России». Однако с такими выводами вряд ли можно согласиться. Скорее всего, позиция Саудовской Аравии постепенно дрейфует в сторону большего прагматизма и дистанцируется от наиболее «радикальных элементов» в оппозиции, которые на данном этапе становятся больше обузой, чем реальными проводниками ее политики.

В итоге саудовцам удалось очистить состав участников конференции от «нежелательных элементов» — из 140 делегатов 22 представляли Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил, 21 просаудовские вооруженные формирования, 14 Национальный координационный комитет за демократические перемен (самая умеренная часть оппозиции), 10 «каирскую платформу», 70 имели статус «независимых делегатов». Представляется, что главной целью конференции «Эр-Рияд-2» явилась задача – сформировать единый оппозиционный фронт перед восьмым раундом сирийских мирных переговоров в Женеве, которые стартуют 28 ноября с.г. Недаром, министр иностранных дел КСА А.аль-Джубейр во время своего выступления дал понять собравшимся, что решение сирийского кризиса невозможно «без консенсуса» среди самих сирийцев. На этом же настаивал и присутствовавший там спецпосланник ООН Стаффан де Мистура, заявивший о необходимости сформировать «сильную делегацию», которая будет представлять оппозицию на будущих переговорах.

Однако даже обновленный состав конференции не привел к коренному изменению позиции Эр-Рияда относительно будущего Б.Асада. По итоговому заявлению стало ясно, что сирийский президент и «его клика» должны быть исключены из политического процесса и не играть никакой роли в переходный период в рамках любого мирного соглашения. Основные положения этого документа также не слишком сильно отличались от предыдущих подобных коммюнике оппозиции: начать переговоры без предварительных условий, основа для переговоров – решения конференции «Эр-Рияд-2»; решение сирийского кризиса должно проходить в соответствии с ранее принятыми резолюциями ООН; безусловная ответственность лиц, причастных к военным преступлениям и исключение таковых из политического процесса в любой форме (но предполагается участие в работе переходного органа членов нынешнего правительства при определенных условиях); укрепление государственных институтов Сирии за счет «демократической децентрализации», но при безусловном сохранении территориального единства страны; «курдский вопрос» — неотъемлемая часть общего решения сирийского кризиса; формирование нового аппарата спецслужб и вооруженных сил; дальнейшие политические реформы по «демократизации» всех сторон жизни; безусловный вывод всех иностранных войск с территории страны, особенно проиранских вооруженных группировок, сформированных по конфессиональному признаку. Вообще «антииранский блок» в итоговом коммюнике выделен особо: осуждение роли Ирана в общей дестабилизации региона, внесении демографических изменений; требование отказаться от вмешательства во внутренние дела других стран на региональном и международном уровне и т.д.

При этом отмечается, что саудовцам удалось достичь определенного успеха после трех дней напряженных переговоров, когда 25 ноября с.г. было объявлено, что было достигнуто соглашение о направлении единой делегации в Женеву. Россия отреагировал на это следующим заявлением министра иностранных дел С. Лаврова: «Мы активно содействуем усилиям Саудовской Аравии при вашей поддержке, направленных на то, чтобы объединить оппозицию во всех ее измерениях, ипостасях — внешнюю и внутреннюю — на конструктивной платформе, которая полностью соответствует требованию резолюции СБ ООН 2254 и Женевскому коммюнике от 2012 года». В Эр-Рияде, если судить по заявлению «Аль-Арабии» от 27 ноября с.г., пришли к выводу, что «Москва будет принимать оговорки Эр-Рияда в отношении Сирии. Зная насколько поддержка арабского мира имеет решающее значение, Путин будет стремиться получить согласие Эр-Рияда». «В отличие от Ирана сохранение Б.Асада у власти, не является красной линией для России. Москва будет стремиться к сотрудничеству с Эр-Риядом, чтобы остальные члены ССАГПЗ и региональные государства «успели вскочить на поезд» и окончательно положить конец кризису в Сирии», — считает «Аль-Арабия». Кроме того, предполагается по контексту ряда публикаций, что КСА может пойти на определенные уступки, если Россия решит сократить свои контактов с ИРИ по сирийскому вопросу и др.

Тем нее менее, реальная позиция королевства и оппозиционных группировок, которые оно поддерживает, будет продемонстрирована во время переговоров «Женева-8» на этой неделе. Пока стало известно, что делегацию в составе 36 человек, 8 из которых представляют «московскую» и «каирскую» платформы, возглавит Насер Аль-Харири. Он считается более умеренным, чем предыдущие руководители ВКП. Р.Хиджаб — бывший глава правительства Сирии, в 2013 г. присоединился к Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил, в 2015 г. стал ее генсеком, был одним из членов делегации сирийской оппозиции на мирных переговорах в Астане в январе 2017 г., а также главой делегации на конференции «Женева-4» в феврале 2017 г.