- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Саудовской Аравии на смерть бывшего президента Йемена А.А.Салеха

Гибель бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха от рук хоуситов вызывала в крайне негативную реакцию в КСА. Было замечено, что женщины-дикторы телекомпании «Аль-Арабия» даже появились в трауре (в черном платье), когда сообщали эту новость. Даже, несмотря на то, что А.А.Салех долгое время числился среди противников просаудовской коалиции, воюющей в Йемене, поэтому отношение к нему было соответствующее. Однако в последнее время освещение его деятельности начало меняться существенным образом. Прежде всего, в саудовской прессе при упоминании имени А.А.Салеха исчезло неизменное словосочетание «свергнутый президент», которое все чаще стало заменяться на другое — «бывший президент». Такие перемены связывались с разворотом А.А.Салеха в сторону Эр-Рияда. Кульминационным моментом этого, явилось, ставшее уже  поистине историческим, последнее его выступление. Когда А.А.Салех объявил о своей готовности «перевернуть страницу» в истории Йемена и начать переговоры с Саудовской Аравией с условием прекратить нанесение ударов по территории Йемена и снять блокаду с его портов, чтобы положить конец гуманитарной катастрофе. «Я призываю братьев в соседних странах и альянс прекратить свою агрессию, снять блокаду, открыть аэропорты и разрешить продовольственную помощь и спасение раненых», – заявил тогда он.

В Эр-Рияде отнеслись крайне благосклонно к переходу А.А.Салеха в лагерь противников хоуситов, которые поспешили обвинить его в предательстве. Поэтому убийство бывшего президента вызвало растерянность у саудовцев, и вероятно сорвало многие планы коалиции против хоуситов и других проиранских группировок, которые они разрабатывали с учетом нового расклада сил.

Тем не менее, в редакционных и аналитических статьях ведущих саудовских газет (The Arab news, Saudi Gazette, Al-Watan, Ar-Ryadh, Okaz и др.), хотя и признается, что устранение с политической сцены А.А.Салеха стало поворотным моментом в истории Йемена, но его личность оценивается весьма неоднозначно. Некоторые считают, что он стал бы ненадежным союзником, т.к. его громкое заявление о разрыве с хоуситами было его очередным тактическим ходом, как и отношения с ними, которые он установил три года назад. Для А.А.Салеха такие метания были своего рода азартной игрой, цель которой – возвращение к власти прямым образом или через своих родственников.

Газета Al-Ryadh отмечает, что «макиавеллизм, который омрачал личность Салеха», в значительной степени способствовал запутанному характеру внутренней политики Йемена, а также его отношениям с другими странами на протяжении всех лет его президентства. Сложный племенной состав Йемена А.А.Салех использовал в качестве оружия против своих противников. Используя «свои навыки лисицы», он ловко применял их для политической эквилибристики, «извиваясь и поворачиваясь по своему усмотрению, чтобы удовлетворить собственные интересы». А.А.Салех занимался многочисленными политическими авантюрами и пережил их все, несмотря на их возможные катастрофические последствия. Однако его фатальной ошибкой был его союз с хоуситами «против йеменского народа и их законного правительства». А.А.Салех заплатил за это своей смертью на «политическом уровне, прежде чем был ликвидирован своим партнером-убийцей впоследствии». Вопреки предостережению, к которым он обычно прислушивался, на этот раз он закрыл глаза на тактику и интриги хоуситов для краткосрочной выгоды. Но, как показали события, ему было слишком поздно менять курс, «его застрелили, прежде чем он смог покинуть тонущий корабль». Кроме того, по мнению Al-Watan, влияние и сила А.А.Салеха внутри страны были намного слабее, чем он пытался это продемонстрировать. В конце концов, он оказался одиноким беглецом в пустыни со слабой охраной, во многом повторив судьбу ливийского лидера М.Каддафи. «Танцор упал на головы змей» (имеется в виду одно из его интервью, где он заявил: «управлять Йеменом — это все равно, что танцевать на головах змей»), на руки боевиков маргинальной военной группировки в пустынном месте на обочине дороги в паре миль от своего родного города. Однако главной проблемой для йеменского урегулирования является еще то, что после А.А.Салеха, как и при любой другой диктатуре, не осталось харизматической фигуры, которая может продолжить его миссию.

Особо подчеркивается, роль иранцев, стоящих за спиной хоуситов, которые таким образом рассчитались с А.А.Салехом за его измену. Как, например, заявил у себя в твиттере посол Саудовской Аравии в Йемене Мухаммед аль-Джабир, это преступление хоуситов являются результатом их «иранского воспитания». В ряде публикаций А.А.Салех причисляется к «шахидам», наряду с другими йеменцами, которые положили свою жизнь в борьбе с Ираном, когда осмелились встать на пути «хоусистского проекта». Как считает Arab News: «Убийство ключевых фигур является излюбленным modus operandi, применяемым боевиками хоуситами и другими проиранскими группами, такими как ливанская «Хизбалла» и сирийский режим. Подобная участь постигла и бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири в 2005 г., как и многих видных ливанских политических деятелей, журналистов, писателей и религиозных лидеров».

Тем не менее, несмотря на волну грозных обвинений в прессе, пока саудовцы находятся в явной растерянности относительно своих будущих действий в Йемен после  гибели А.А.Салеха. По мнению The Economist: «Его смерть — конфуз для Саудовской Аравии, особенно молодого наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, который потерпел ряд недавних неудач во внешней политике. Вероятно, это откроет новый фронт в войне, между хоуситами и племенами-сторонниками президента Салеха, последним сейчас не хватает лидера. Сын Салеха Ахмед близок к Объединенным Арабским Эмиратам и может стремиться занять место своего отца, удерживая бойцов на стороне коалиции. Это может и генерал Али Мохсен аль-Ахмар, бывший сторонник А.Салеха, который теперь является вице-президентом А.Хади. Но наиболее вероятный результат — еще более расколотое поле битвы». Пока аналитики сходятся во мнении, ликвидация бывшего президента Йемена, означает, что иранцам и подконтрольным им группировкам удалось сделать один ход конем в свою пользу на шахматной доске гражданской войны. Однако это означает только дальнейшую эскалацию насилия в Йемене и затягивание времени урегулирования конфликта на неопределенный срок. Вероятно, сторонники А.А.Салеха будут требовать «кровной мести», что логично подтолкнет их к союзу с коалицией, которую возглавляет КСА. Очевидно, в Эр-Рияде также решили поддержать курс на конфронтацию и объединение всех бывших группировок подконтрольных АА. Салеху под одно командование для осуществления дальнейших «операций возмездия». Как об этом можно было судить по недавнему заявлению саудовской креатуры – президента Абд Раббо Мансура Хади, призвавшего народ Йемена во всех провинциях восстать против вооруженных формирований хоуситов.