- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Международный молодежный форум в Шарм-эш-Шейхе: между виртуальным и реальным

Синайский полуостров служит ярким примером совмещения несовместимого. На севере этого региона АРЕ, сопредельном с проблемным палестинским сектором Газа, власти никак не могут пока справиться с террористами, чья активность идет по нарастающей. Между тем на юге, в обращенном к Индийскому океану Шарм-эш-Шейхе, туристов ожидают многочисленные комфортабельные отели. Но в силу известных причин они сейчас не заполняются как прежде. Курорт чаще упоминается в качестве площадки для многочисленных мероприятий, организуемых Каиром для «набора очков» по части международного престижа – конференций, форумов, даже саммитов.

Вот лишь малая доля из состоявшихся там статусных событий подобного рода: в 2015 г. – саммит по экономическому развитию; в 2016 – конференция, приуроченная к «150-летию египетского  парламентаризма»; в 2017 – конференция по вопросам авиационной безопасности, форум «Африка 2017», сентябрьский форум по теме «финансовой доступности» (запомнился инцидентом, когда в местном аэропорту попытались в нарушение всех мыслимых правил обыскать отбывавшего с мероприятия российского посла), и т.д.

Но по размаху всех превзошёл «Международный молодежный форум», прошедший в Шарм-эш-Шейхе с 5 по 10 ноября 2017 г. под эгидой президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси. Как уверяют местные СМИ, от президента исходила и сама идея мероприятия, призванного сформировать у юного поколения на разных континентах «общее видение грядущего независимо от религии, пола, расы и цвета кожи». Официозные комментаторы (коими традиционно богата каирская пресса) придали событию соответствующий антураж. Речь идет будто бы о продвижении тренда «молодежной дипломатии», формирующей образ Египта как государства, которое делает ставку на юношество и заботится об интересах молодых (обеспечение занятости, многопрофильные образовательные программы, внедрение инноваций, «политпросвет» по проблематике антитеррора и миграции). (1)

О намерении провести силами Египта масштабное мероприятие впервые было заявлено на национальной молодежной конференции в Исмаилии в апреле 2017 г., а точная дата была оглашена в июле на аналогичном сборе в Александрии. По сведениям «из анонимных осведомленных источников», каирские официальные инстанции дистанцировались от финансирования форума, ограничив свою функцию «административным ресурсом» и передав роль спонсоров коммерческим предприятиям – банкам, гостиничным сетям, логистическим и коммуникационным компаниям и т.д.

Если верить официальной информации, форум в Шарм-эш-Шейхе принял порядка 3 тыс. гостей из 113 стран мира; на нем присутствовали 52 официальные делегации и представители дипкорпуса. В его рамках состоялось 46 тематических сессий. (2)

Выступая на красочной церемонии открытия, президент А.Ф.ас-Сиси перечислил важнейшие проблемы современности, влияющие на жизнь юного поколения – как-то: террористические угрозы, демографические вызовы и экономические трудности. Перейдя к «титульной» теме, он обещал всячески поддерживать устремления и креативные инициативы молодежи, похвалив заодно и спортсменов (сборная Египта только что успешно отобралась в «российский» финал чемпионата мира по футболу).

В отличие от XIX Фестиваля молодежи и студентов, что проходил в г.Сочи тремя неделями ранее, программа Шарм-эш-Шейха сводилась к устройству «дискуссионных панелей» по совершенно разнородной тематике (устойчивое развитие, права и возможности женщин в государстве и обществе, изменение климата, современные вызовы, роль и ответственность медиа, выдвижение креативных лидеров, синергия культур, некая обновленная модель «объединенных наций» и т.д.). Между тем культурно-развлекательная компонента практически отсутствовала (не считая вокальных «вставок» на церемониях открытия и завершения). Не предусматривалось и интерактивного общения делегатов от разных стран и континентов. Из спортивной составляющей можно назвать лишь декоративный «марафонский забег» с самим А.Ф.ас-Сиси в авангарде.

Президент остался в Шарм-эш-Шейхе на полный срок форума, пообщавшись «на полях» с высокими зарубежными гостями. В частности, СМИ докладывали о приезде глав Мавритании, ПНА, Габона, Того и Чада, экс-наследного принца Иордании, мининдел Финляндии. Последний привез сюда портфель с досье «не по теме», однако принятым «на ура» (предложения экономического и инвестиционного сотрудничества в областях, где финны особенно продвинулись: возобновляемые источники энергии, наукоёмкие технологии, логистика). (3)

А.Ф.ас-Сиси дал здесь ряд интервью, высказавшись по ключевым аспектам внутренней и внешней политики. Он в общих чертах обрисовал национальную программу реформ, заявил об улучшении материального положения граждан, об успехах по части контртеррора. «Горячие» пункты международной повестки, которые он затронул – кризисы в регионе БВСА, противодействие внешнему вмешательству в региональные дела, а с некоторых пор еще и отношения со странами нильского бассейна. Коснувшись вопроса возобновления прямого авиасообщения с Россией (отсутствующего уже два года), он заявил, что «избегает нажима», понимая, что в Москве заботятся о безопасности своих граждан.

Успел отметиться А.Ф.ас-Сиси и выступлениями на нескольких «панелях». Так, в рамках диспута «Разница культур и цивилизаций: конфликт или интеграция?» он обозначил проблему распространения среди молодежи ложных интерпретаций религии и веры, активно используемых врагами государства в разрушительных целях. Затронул он и тему борьбы с безработицей среди молодежи, привязав это к перспективам внедрения нацпроектов (чему, по его словам, не уделяли должного внимания предыдущие правительства). На другой дискуссии «Опыт Египта в построении будущего», А.Ф.ас-Сиси отметил, что в руководстве принимают к сведению ходатайства о помиловании оказавшихся в заключении молодых людей и регулярно выносят постановления об их досрочном освобождении. (Последнее выглядело явным вербальным жестом в сторону Запада, откуда по адресу каирских властей поступают обвинения в нарушении прав человека).

По итогам форума принята «Декларация Шарм-эш-Шейха о мире и развитии» из 10 пунктов. В частности, предлагается: сделать форум ежегодной площадкой для международного молодежного общения (тезис, озвученный «под занавес» лично президентом); совместно вырабатывать стратегию борьбы с нелегальной миграцией, экстремизмом и безграмотностью; создать ряд специализированных структур по части культурного взаимодействия, поддержки растущих талантов, студенческого обмена, продвижения ИКТ, проведения молодежных конференций, стартапов и т.д.

Следует оговориться, что организационная сторона солидного по размаху и амбициям мероприятия омрачалась досадными упущениями. Это относилось, например, к «неудобоваримой» аккредитационной процедуре и пропускной системе, что на практике обернулось бумерангом для приглашенных участников. То же касалось вопросов логистики, информобеспечения и т.п., для решения которых привлеченным кадрам недоставало профессионализма. Многочисленные сотрудники «органов» скорее усугубляли неразбериху. Так, при задержке трансфера по вине устроителей участники если и доставлялись на мероприятие с опозданием, то всё равно на него не допускались. Всё это вызывало недоумение зарубежных гостей и дипломатов, а кое-кто из них поспешил покинуть форум. О «проколах» докладывала и независимая пресса – например, о том, как эксперт в области энергетики проф. Н.Абделькерим демонстративно покинула панельную дискуссию об изменении климата, возмутившись некомпетентной модерацией.

Вместе с тем, обращает на себя внимание высокая степень представленности в Шарм-эш-Шейхе «правящего класса», произнесенные министрами речи на «панелях» и т.д. (Например, мининдел С.Шукри отметился выступлением на дискуссии «Отрицательное влияние нелегальной миграции на молодежь мира»). Это лишний раз показало, что общий замысел мероприятия «заточен» главным образом под высокопоставленных чиновников, «эксплуатирующих» молодежную повестку. (4)

В сущности, мероприятие в Шарм-эш-Шейхе не слишком соответствовало заявленному слогану «форума ради молодежи». По всей вероятности, это изначально задумывалось руководством Египта ради рекламирования собственных (отчасти мнимых) достижений, а прежде того – в целях пропагандистского обеспечения и медийного продвижения А.Ф.ас-Сиси на этапе, предшествующем официальному старту предвыборной президентской кампании. Под таким углом зрения замысел мероприятия можно счесть реализованным, а цели его – достигнутыми.

____________________________________________________

(1)   «Al-Аhram Weekly» (Cairo), 09 — 15.11.2017;

«Аль-Ахрам аль-Араби»(Cairo)/журнал, на араб.яз./, № 1072,  4.11.2017

(2)   Аль-Ахрам (Cairo)\на араб.яз.\, 09.11.2017

(3)   Daily News (Cairo), 09.11.2017.

(4)   Daily News (Cairo), 08.11.2017