- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 11

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение второй части документа, озаглавленной как «Страны – обладательницы запасов природного газа в Восточном Средиземноморье», в частности, о ситуации разворачивающейся вокруг острова Кипр, поделенной на две – греческую и турецкую – части, тянущийся десятилетиями конфликт между которыми до настоящего времени остается неурегулированным. При этом, так называемая «Греческая администрация Южного Кипра» (это в турецком обиходе, а в международном – Республика Кипр) демонстрирует свою решимость по установлению своего суверенитета над размеченными в одностороннем порядке блоками к югу от острова, активно препятствуя турецким попыткам также извлечь из них для себя выгоду. На этом фоне дипломатические усилия, в том числе, при участии влиятельных международных посредников (как ООН, так и Турции, Греции, ЕС, Великобритании и т.д.) к результатам пока не привели.

Следующая страна, ситуация в которой рассматривается авторами, — Ливан. Начиная с того общеизвестного факта, что годами длящаяся внутриполитическая нестабильность и столкновения внутри страны привели к тому, что Ливан является государством, которому не удается извлечь выгоду из благоприятно складывающейся ситуации с месторождениями Восточного Средиземноморья. На протяжении последних лет страна, чья инфраструктура в немалой степени разрушена, демонстрирует отрицательные показатели изменения ВВП. При этом внешняя задолженность страны составляет по данным 2016 года 161% ВВП. Значительная доля потребностей страны удовлетворяется импортными энергоносителями (нефть и нефтепродукты) и лишь малая их доля – местными биогазом и гидроресурсами. Первое использование природного газа в стране относится к 2009 году – поставкам в Ливан египетского газа про трансарабскому газопроводу (Рис.7).

Однако, ввиду регулярных задержек платежей с ливанской стороны, а также из-за регулярных атак на арабский трубопровод на Синайском полуострове, поставки газа в Ливан были прекращены. Последние датируются 2010 годом. В результате две газовых электростанции мощностью 870 МВт (Это половина суммарной установленной мощности страны – В.К.) сначала работали с перерывами, а к настоящему времени оказались полностью законсервированными.

[1]

Рис. 7. Трансарабский газопровод.

Впрочем, оживление в регионе и обнаружение месторождений природного газа в исключительных экономических зонах Израиля и Египта не могли не вызвать активности и в Ливане. Которая, впрочем, тормозилась неэффективной экономикой и её коррумпированностью. Вплоть до 2012 года обнаружить ливанских месторождений не удавалось. Однако, норвежская компания Spectrum заявила об обнаружении месторождения с запасами ориентировочно в 719 млрд куб. м. Впоследствии эта цифра была увеличена до 865 млрд куб. м. Положительный прогноз дал возможность ливанскому руководству объявить первые международные торги на разведку месторождений, в которых приняло участие около 50 компаний, включая таких гигантов отрасли, как Total, Shell, Eni и т.д.

Как указывают турецкие авторы, в ходе определения границ исключительной экономической зоны Ливана в Средиземном море у неё возникла напряженность в Государством Израиль, в частности, из-за приграничного месторождения «Кариш». В этой связи пока остается лишь только догадываться, как ливанская сторона отреагирует на соглашение, подписанное между израильскими официальными лицами и руководством компании Energean Oil&Gas на начало добычи газа на в/у месторождении.

Дальнейшие работы по разведке Ливаном своих месторождений наталкиваются на серьёзные региональные проблемы, как политические, так и экономические. Одной из серьёзнейших является гражданская война в приграничной Сирии, результатом которой стало появление в Ливане уже около 1 млн беженцев. Разумеется, на фоне суммарного населения страны в 5,9 млн человек, данная цифра не может не вызывать законного беспокойства.

[2]

Рис. 8. Ливанские блоки для разведки месторождений нефти и газа.

Невзирая не все препятствия, очередные торги на разведку месторождений были открыты Ливаном в феврале 2017 года, в частности, за номерами 1, 4, 8, 9 и 10. При этом немедленно возникла напряженность с Израилем из-за принадлежности блоков 8, 9 и 10.

Главной целью Ливана в настоящее время является обнаружение месторождений нефти и газа, которые бы позволили бы стране снизить свою зависимость от поставок из-за рубежа. В том случае, если будут возникать излишки, то страна заинтересована в том, чтобы войти в пул поставщиков в Европу. При этом, со всей неизбежностью, возникает вопрос относительно логистики подобных поставок, среди вариантов которых – строительство трубопроводной системы, использование существующего трансарабского газопровода, строительство терминала по сжижению газа и поставка СПГ, поставка газа для сжижения на египетские терминалы. Одним из вариантов, на который особо указывают турецкие исследователи является участие Ливана в проекте строительства газопровода Восточного Средиземноморья.

При этом ближайшей к Ливану европейской страной является Греция (около 1500 км). В этом смысле неплохой опцией для Ливана является организация поставок в Европу через Турцию, что позволило бы снизить расстояние приблизительно на 500 км. Впрочем, согласно прогнозам специалистов, Ливану не удастся ранее 2020 года получить даже газа для нужд собственной экономики.

[3]

Рис. 9. Возможный маршрут газопровода Восточного Средиземноморья.