- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Водные ресурсы Египта: политический подтекст

Активизация экономической деятельности в дельте Нила соседних с Египтом государств – Эфиопии и Судана – все чаще заставляет официальный Каир скрупулёзно оценивать политические риски регионального водного сотрудничества, приобретающего контуры растущей конкуренции за установление контроля над водными ресурсами Нила.  Вот и сейчас, когда Эфиопия, важный сосед и региональный союзник, активно лоббирует запуск амбициозного проекта Великой эфиопской плотины возрождения (Grand Ethiopian Renaissance Dam, GERD), египетское политическое руководство стоит перед непростым выбором. Подписанная в 2015 году декларация между Египтом, Эфиопией и Суданом заложило основы этой глобальной сделки, предполагающей фактическое перераспределение водных ресурсов Нила между тремя странами с далеко идущими политическими последствиями. Египет тщательно взвешивает все за и против. Подтверждением этому служат на редкость сбалансированные и осторожные заявления Каира по данному чувствительному вопросу. В частности, 18 ноября 2017 года египетский президент А.Ф.ас-Сиси заявил буквально, что для Египта сохранение свой доли в водных ресурсах Нила является вопросом «жизни или смерти», при том что страна признает право соседних государств, расположенных выше по течению Нила, разрабатывать и внедрять на практике «легитимные планы развития» водных ресурсов. В то же время состоявшиеся за несколько недель до этого в Каире трехсторонние переговоры между Египтом, Эфиопией и Суданом, на которых обсуждались проведенные тремя странами независимые исследования о последствиях проекта GERD, завершились безрезультатно, поскольку стороны не смогли прийти к общему знаменателю.

Следует отметить, что по мере приближения от экспертных оценок и рассуждений к стадии имплементации, Египту придется определяться со своей позицией. Проект уже построен на 60%, а это значит, что в течение двух лет Эфиопия может начать процесс заполнения резервуара и последствия наступят незамедлительно. Однако, по мере приближения к этой стадии, Каиру все сложнее сделать выбор, в том числе по причине растущих внутренних разногласий относительно позиции страны по этому вопросу. С одной стороны, на кону политические отношения с крупным региональным партнером и примкнувшим к нему недавно другим важным игроком – Суданом, который в последние месяцы принял принципиальное решение поддержать позицию Аддис-Абебы. С другой стороны, очевиден экономический и экологический урон в случае полной реализации данного проекта: сокращение поступления воды в Египет после наполнения Эфиопией нового резервуара окажет, по всей видимости, существенное негативное воздействие на перспективы орошаемого сельского хозяйства АРЕ, во многом зависимого от водных ресурсов Нила.

В то же время, реальных рычагов воздействия на решения эфиопских властей по дамбе у Каира по сути нет. Поэтому египетское руководство продолжает выторговывать какие-то технические преференции, например, по ряду оперативных вопросов, стремясь лишь выиграть время, но не имея реальных козырей для блокирования проекта. Ставший осенью текущего года очевидным разворот Судана в сторону Эфиопии также ослабляет стартовые переговорные позиции Египта. Судан в данном случае скорее волнует экономические подтекст и очевидные преференции – страна сможет полностью использовать свой ежегодный потолок водные ресурсов Нила в 18.5 млрд куб. м воды, как это определено в соответствующем египетско-суданском соглашении от 1959 года. Кроме того, в период разлива воды с июня по сентябрь Судан сможет контролировать полностью водные потоки, которые сегодня ввиду отсутствия в самом Судане достаточной инфраструктуры для хранения воды, зачастую перетекают в Египет.

Эфиопия, cо своей стороны, окажется в наибольшем выигрыше от лоббируемого ею проекта, причем это исключительно экономические дивиденды, которые можно будет также трансформировать в политическую сферу. Главная задача, которую преследуют эфиопские власти, — вырабатывать на Ниле электричество для растущих потребностей Эфиопии с перспективой его поставок и в другие страны региона. Ожидается, что общая мощность новой ГЭС составит 6450 мегаватт, что втрое превысит мощность Асуанской ГЭС, построенной в Египте в 1960-е гг. Резервуар новой эфиопской плотины будет рассчитан на хранение 74 млрд куб. м воды, что составит половину объема озера Насер в Египте.

С этой точки зрения, Эфиопия планирует составить прямую конкуренцию Египту по мощности производимой на базе ГЭС электроэнергии как для внутренних потребностей, так и для экспорта в регионе. Однако, наибольшую обеспокоенность в Египте вызывают долгосрочные экологические последствия реализации проекта. С учетом высокой, выше среднего, интенсивности дождевого сезона в регионе, уровень воды в крупнейших египетских резервуарах более, чем достаточный на сегодня, поэтому на ближайшие 3-5 лет ожидать существенных потерь водных ресурсов Египта не приходится.

Однако, долгосрочный прогноз не столь оптимистичен: по мере роста населения в Египте и сопутствующего увеличения потребностей в водных ресурсах, эфиопский проект GERD может стать проблематичным. В случае его реализации, уровень воды на Асуане может понизиться. Станет ли это, действительно, критичным для египетской экономики? Асуанская плотина, как известно, играет важнейшую роль в плане стабилизации потребления водных ресурсов Египта, в первую очередь благодаря устранению зависимости от нерегулярных сезонов дождей (низкий-высокий сезон). К тому же, Асуанская плотина служит ценным источником дешевой электроэнергии. В случае снижения уровня воды ниже 147 метров, электростанция просто встанет. Однако, нужно иметь в виду, что за последние года Египту удалось добиться многого на пути создания альтернативных источников энергии, поэтому сегодня Асуан производит лишь 5% всей электроэнергии страны, однако и эта проблема будет решена с вводом в строй в ближайшие несколько лет сооружаемого в Бенбане, к северу от Асуана, огромного парка по производству солнечной энергии.

Теперь что касается воздействия проекта GERD на сельское хозяйство Египта. Сегодня, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), более 86% получаемых Египтом водных ресурсов Нила он использует на цели сельского хозяйства. Центральной задачей станет рационализировать использование воды на цели сельского хозяйства. Один из недавних примеров – выращивание риса на водно-болотных участках, размеры которых за последние два десятилетия были расширены в Египте до 500 тысяч гектаров (по сравнению с рекомендуемым правительством ограничителем в 80 тысяч гектаров). Также апробируются новые, более эффективные способы выращивания сахарного тростника на землях Верхнего Нила. Еще одним перспективным направлением является технология опреснения воды, которая пока не нашла массового применения в Египте, и лишь тестируется в небольших масштабах в туристических прибрежных зонах. В то же время в порту Айн Сохна в Суэцком канале при посредничестве Сингапура идет сооружение масштабных предприятий по опреснению воды.

Таким образом, египетской дипломатии в ближайшие годы предстоит потрудиться на новом для нее поприще. Вопрос использования водных ресурсов имеет очевидную политическую подоплеку, как в региональном формате (треугольник отношений Египет-Судан-Эфиопия), так и как вопрос внутреннего значения. При этом, если на внешнем поприще, c учетом неизбежного скорого ввода проекта GERD в эксплуатацию пространство для маневрирования ограничено и оно будет сводится к «выторговыванию» оперативных преимуществ, то во внутренней политике Египта вопрос этот будет животрепещущим. И сценариев развития множество. От комбинирования мер грамотной внутренней коммуникации с принятием конкретных шагов по повышению эффективности использования водных ресурсов до резкой политизации вопроса. Здесь многое будет зависеть от тактического курса руководства Египта. Конструктивный подход заключался бы в ориентире на поиск выгод и долгосрочных преимуществ от вовлечения Египта в проект GERD, проведение жесткой, но одновременно компромиссной линии на внешнем фронте по недопущению существенных экономических и имиджевых потерь. В то же время, ряд высокопоставленных представителей египетского руководства предполагают более эмоциональную реакцию, бравируя предложениями чуть ли не о начале военной кампании против соседних государств или, как минимум, о подаче иска в международные судебные инстанции. Вторая позиция, очевидно, может привести к эскалации взаимоотношений с соседними странами и спровоцировать волну агрессии внутри страны. Однако, cудя по всему, на сегодняшний день сторонники рассудительной и рациональной линии в египетском руководстве берут вверх, да и сам президент А.Ф.ас-Сиси рассчитывает больше на извлечение долгосрочных выгод из данной инициативы, хотя и декларирует твердое намерение отстаивать неизменность доли Египта в водных ресурсах Нила.