- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Водные ресурсы Ливана и фактор сирийских беженцев

Проблема эффективного управления водными ресурсами в экономической повестке ливанского руководства имеет высокую актуальность. Несмотря на большой потенциал водных ресурсов, их дефицит на национальном уровне всегда ощущался по совокупности причин: неэффективная система управления водными ресурсами, изношенная инфраструктура, недостаточное инвестирование в централизованную систему водоснабжения и, в последнее время, сильное воздействие климатических изменений.

Фактор сирийских беженцев оказывает новое, дополнительное воздействие на эксплуатацию водных ресурсов Ливана. С началом в 2011 году сирийской войны и притока более 1.5 млн беженцев в Ливан, общая нагрузка на национальную водную систему заметно возросла: спрос на водные ресурсы увеличился в среднем на 8-12%. Уже к 2012 году Ливан увеличил эксплуатацию водных ресурсов и, особенно, подземных вод. По данным Всемирного банка, к этому моменту страна уже использовала две трети всех доступных водных ресурсов (это очень высокий показатель, поскольку в среднем на глобальном уровне страны обычно используют 10-30% от имеющихся в наличии водных ресурсов. При этом, 51% из всех эксплуатируемых водных источников – наиболее ценные и не возобновляемые подземные скважины (исследование Программы развития ООН от 2014 года).

Фактор сирийских беженцев внес существенные коррективы в систему обеспечения водными ресурсами. Поскольку большая часть сирийских беженцев разместилась в Ливане в т.н. временных палаточных поселениях, снабжать которые водой централизованно не представляется возможным, в стране стали образовываться некие альтернативные и часто параллельные модальности обеспечения водой, не регулируемые государственными структурами. В частности, гуманитарные организации организовали поставку воды для сирийских беженцев на грузовом автотранспорте. Это привело в том числе к удорожанию на 200-300% платежей населения за воду. Однако более проблемным является то, что гуманитарные агентства создали таким образом крайне дорогую и неэффективную систему поставок воды, к тому же крайне неустойчивую и нестабильную в долгосрочном плане.

Еще одна существенная проблема заключается в том, что отсутствие современного оборудования, включая датчики потребления, на станциях водоснабжения на уровне провинций существенно затрудняет процесс рационализации воды.  Также система оплаты за потребление воды настолько неэффективна, что подрывает финансовую устойчивость всей системы. С учетом неэффективности государственной системы водоснабжения, наблюдается существенный прирост частных поставщиков, общая доля которых составляет 65% всех поставок.

Климатические изменения в последние годы очень серьезно воздействуют на водную систему Ливана. Регулярные засухи приводят к сокращению объемов водных запасов страны. С 1998 года во всем регионе, включая Ливан, зафиксировано увеличение интенсивности и частоты засух, которые стали регулярным событием как минимум каждые 2-3 года. Согласно совместному исследованию Программы ООН по вопросам окружающей среды (ЮНЕП) совместно с Глобальным экологическим фондом и Министерством окружающей среды Ливана, климатические изменения приведут к сокращению снежного покрова в Ливане в среднем на 40-70% с соответствующим увеличением температуры на 2-4 градуса. В итоге, высота снежного покрова увеличится с 1500 до 1900 метров, а его сохранение в течение года сократится с нынешних 110 до 45 дней. Все это в совокупности окажет крайне негативное воздействие на восполнение рек и грунтовых вод и приведет к дефициту водных ресурсов в летний период и особенно во время продолжительных засух.

Загрязнение водных ресурсов в Ливане в последние годы достигло беспрецедентных масштабов, в первую очередь ввиду нерегулируемого и незаконного сброса сточных вод и отходов в море, но также и внутренние реки и водоемы. В частности, в стране отсутствует эффективная централизованная система санитарно-эпидемических служб, контролирующих управление сточными водами. Несмотря на колоссальные инвестиции в этой сфере (за 20 лет ливанское правительство привлекло кредитное финансирование на сумму 1.5 млрд. долларов), создать общенациональную систему санитарного контроля водных ресурсов пока так и не удалось. Чрезмерное использование пестицидов и удобрений фермерами также содействовало загрязнению внутренних водоемов.
Думается, чтобы минимизировать негативное развитие ситуации в системе управления водными ресурсами, особенно с учетом фактора сирийских беженцев, потребуется комплексный подход. Решение экспертами видится в том, чтобы оптимизировать взаимоотношения между различными провайдерами услуг и конечными потребителями и стандартизировать систему водных ресурсов под эгидой официальных региональных водных организаций (на уровне провинции или региона). При этом, необходимо обеспечить адресное инвестирование водной инфраструктуры, 50% которой на национальном уровне нуждается в капитальном ремонте и обслуживании. Далее необходимо обеспечить расширение сетей водоснабжения с целью их вывода на территории временных палаточных поселений сирийских беженцев. При этом гуманитарные агентства — в рамках разработанного совместно с Бейрутом Плана кризисного реагирования для сирийских беженцев – могли бы напрямую содействовать региональным водным организациям в централизованном налаживании поставок водных ресурсов сирийским беженцам. На сегодня сирийские беженцы в Ливане используют водные ресурсы в следующих пропорциях: 30% воду из централизованного водопровода, 24% — из скважин, 22% — из государственных водохранилищ; 16% — альтернативные источники (в первую очередь, поставка грузовым автотранспортом). При этом, основная часть поставок воды сирийским беженцам осуществляется по каналам государственных поставщиков, не частных. Примечательно, что качество воды на порядок выше, чем той, которая поставляется местному населению. Дело в том, что в данном случае вода поставляется по каналам международных гуманитарных организаций и соответственно проходит через сертифицированные системы оценки качества. В то время как поставки воды местному населению через государственных или частных поставщиков происходят без должного контроля ввиду неэффективности существующей в стране национальной системы мониторинга и контроля качества водных ресурсов. При этом зачастую качество питьевой воды, поставляемой внутренними поставщиками, оказывается ниже общепризнанных стандартов.

Очевидно, требуется переосмысление политики управления водными ресурсами на концептуальной основе. Запущенная в 2012 году национальная стратегия для водного сектора была нацелена на интегрирование 16 действующих инициатив в области распределения воды, ирригации и служб санитарного контроля и улучшение знаний о воздействии климатических изменений на водный сектор. Эта стратегия предполагала вовлечение частного сектора в управление водными ресурсами. Сегодня стратегия для водного сектора-2012 явно устарело в контексте нового существенного фактора – притока 1.5 млн. сирийских беженцев, что увеличило население страны на 30%, а потребности в водных ресурсах, как минимум, на 10%.