- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблема устойчивого развития Сомалиленда

После фактического распада в 1991 году Сомали на ряд автономных, но непризнанных мировым сообществом независимых образований, Сомалиленд, являясь одним из них, проделал самый, пожалуй, значительный путь к суверенитету. Международного признания как независимое государство Сомалиленд пока так и не получил (несмотря на 99% голосов населения в пользу независимости по итогам референдума 2003 года), однако смог установить и поддерживать на регулярной основе самостоятельные политические отношения с соседями – Эфиопией и Джибути, а также целям рядом других стран — Великобританией, США, Бельгией, Францией, Швецией, ЮАР, Ганой. В самом Сомалиленде открыты консульства Эфиопии, Кении и Дании.

Важной вехой политической жизни непризнанного региона стали состоявшиеся 13 ноября 2017 года третьи по счету в истории Сомалиленда президентские выборы, которые изначально планировались в июне 2015 года, но неоднократно переносились. На выборы прибыла большая группа международных наблюдателей из 27 стран, которая высоко оценила организацию выборов, признала их легитимными и соответствующими “высоким стандартам демократии и законности”. Однако этот позитивный фон вряд ли поможет в деле обретения Сомалилендом суверенитета. По мнению различных авторитетных экспертов, в 2018-2019 гг. ожидать международного признания Сомалиленда не стоит. Более того, центральное правительство не оставит попыток интеграции независимого образования обратно в состав федерального государства. Намеченные на октябрь 2018 года парламентские выборы в Сомалиленде едва ли принесут какие-либо сюрпризы, и голоса вероятнее всего будут сбалансированно распределены между основными политическими силами.

Если на международно-политическом фронте деятельности молодого автономного образования, несмотря на отсутствие международного признания, в целом дела идут неплохо, то в области устойчивого развития Сомалиленд сталкивается в последнее время с серьезными структурными проблемами. Сомалиленд, в котором сосредоточена треть населения Сомали (3.5 из 14 млн. человек), занимает самые неблагоприятные с точки зрения климата и ресурсов территории, где превалируют преимущественно пустынные и полупустынные неплодородные земли, основным видом деятельности на которых является кочевое скотоводство. По уровню ВВП Сомалиленд в отдельности сопоставим с тремя странами с худшим в мире показателем ВВП на душу населения – Бурунди, Демократическая Республика Конго и Малави. Также для Сомалиленда характерен один из худших показателей разрыва в уровне доходов между богатыми и бедными.

Экономический потенциал Сомалиленда не может быть реализован в силу различных обстоятельств, в том числе под воздействием продолжающихся разногласий на тему возможного суверенитета. Этот фактор также отпугивает потенциальных международных инвесторов, справедливо опасающихся вероятных ограничений в силу неопределенного юридического статуса непризнанного образования. Отсутствие функционирующего банковского сектора, непризнание местной валюты в мировой финансовой системе – все это в совокупности препятствует поступлению прямых иностранных инвестиций как главного драйвера экономического роста. Одним из перспективных проектов, которые руководство Сомалиленда рассчитывало использовать в качестве флагманского, является инициатива по развитию порта Бербера, которую финансируют ОАЭ, с прицелом на создание там же своей военно-морской базы. По задумкам местных властей, этот проект мог бы стать катализатором для экономического роста и инвестиционного бума в среднесрочной перспективе. Однако задержки с финансированием этого проекта со стороны ОАЭ сегодня вполне вероятны с учетом неопределенного юридического статуса и вытекающих из него финансовых ограничений.

В последние годы экономическая ситуация в Сомалиленде значительно деградирует под негативным воздействием засухи и климатических изменений. Предпринимаемых мер пока недостаточно в силу нехватки ресурсов. Причина та же – отсутствие легитимного статуса блокирует полноценное вовлечение крупных инвесторов ввиду высокой степени политических рисков. В начале декабря 2017 года власти Сомалиленда совместно со Всемирным банком, Европейским союзом и Программой развития ООН запустили новое масштабное исследование по оценке потребностей в области воздействия засухи на экономику Сомалиленда. Задача – определить долгосрочные решения противодействия засухе и снижения угрозы чрезвычайной ситуации и голода. Параллельно исследование поможет сформировать в рамках Национального плана развития новый механизм по восстановлению и укреплению устойчивости хозяйств. Кроме того, правительство Сомалиленда рассчитывает благодаря новому проекту выработать спектр мер социальной защиты, уделяя приоритетное внимание таким важным аспектам социальной поддержки как доступ к системам образования и здравоохранения. Также руководство автономного образования надеется определить в ходе данного исследования окно возможностей для адресного инвестирования в ключевые сферы, что позволит снизить негативный эффект от циклично повторяющейся из года в год засухи.

Еще одним существенным ингибитором устойчивого развития данного региона является проблема миграции и занятости молодежи.  Уровень миграции в последние несколько лет весьма высокий по сравнению с другими регионами Сомали, при том что, по данным Международной организации миграции, 75% молодежи являются безработными (этот показатель намного выше средней статистики по всему Сомали). При этом, согласно различным опросам, 60-70% молодежи в Сомалиленде вынашивает цель мигрировать в другие страны в поисках стабильного источника доходов. Разумеется, для создания устойчивых рабочих мест и новых возможностей для молодежи Сомалиленда необходимо динамичное экономическое развитие, прежде всего за счет активной роли частного сектора и долгосрочных стратегий местного правительства. Это позволит удержать талантливую молодежь в Сомалиленде и приостановить «утечку мозгов». В то же время отсутствие эффективной и легитимной финансовой системы не позволяет развиваться малым и средним предприятиям, которым жизненно необходим доступ к кредитным инструментам и современным финансовым услугам, в том числе к инструментам микрокредитования.

Таким образом, главной дилеммой развития Сомалиленда в среднесрочной перспективе (2018-2019 гг.) станет выбор между дальнейшими шагами по суверенизации региона и прагматичным поиском международных инвестиционно-финансовых источников для обеспечения устойчивого экономического развития. Выбор будет не простым, поскольку политический курс на международное признание стоит во главе угла стратегии руководства этого автономного региона и пользуется поддержкой населения (как показал референдум 2003 года). С другой стороны, этот курс де-факто сдерживает внешних инвесторов от активного участия в экономическом развитии Сомалиленда. Совокупность вытекающих из этого обстоятельства проблем (безработица, миграция и утечка мозгов, отсутствие стимуляторов развития бизнеса, отсутствие инвестиционных проектов, слабое вовлечение западных доноров и ооновских институтов и пр.) может в итоге привести к образованию структурных проблем в экономическом развитии Сомалиленда, преодолеть которые – в условиях отсутствия значительных природных и иных ресурсов и других благоприятных факторов – будет весьма непросто.