- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Соглашение о режиме передвижения и доступа в контексте постэвакуационного обустройства сектора Газа

Завершение размежевания дало Израилю повод утверждать о прекращении оккупации и снятии с себя ответственности за ситуацию в секторе Газа. По аргументации израильтян, палестинцы теперь имеют «государство в пути» и должны доказать способность им управлять, развивать его экономику и навести порядок, разоружив террористические организации. Палестинцы настаивают на том, что о прекращении оккупации не может идти речь до тех пор, пока не обеспечена связь Газы с внешним миром. Для детальной проработки вопросов постэвакуационного обустройства на Ближний Восток был направлен спецпредставитель «квартета» Дж.Вулфенсон. В течение двух месяцев он выступал посредником между сторонами в контактах по проблемам КПП в Рафахе, строительстве морского порта и аэропорта, обеспечения связи Газы с Западным берегом, а также режима работы КПП «Карни» и «Эрез», через которые в Израиль ввозится сельхозпродукция на экспорт из Газы.

Представитель «квартета» с разочарованием отмечал, что ответственные за переговоры с израильской стороны (Ш.Мофаз, Ш.Перес, Д.Вайсглас) склонны затягивать решение проблем, передавая их в подкомитеты на дальнейшее изучение. Израильтяне отказывались уступать в вопросах, затрагивающих безопасность. Не сумев добиться решения ключевых проблем повестки дня, Дж.Вульфенсон заявил о намерении прервать свою миссию.

Несмотря на то, что основные параметры постэвакуационного обустройства были проработаны аппаратом спецпредставителя, выйти на конкретное соглашение стало возможно лишь в ходе визита К.Райс. Она лично оказала давление на обе стороны и заставила их согласиться на разработанные компромиссные предложения. 15 ноября была заключена договоренность о режиме передвижения и доступа, охватывающая целый комплекс пограничных и транспортных проблем сектора Газа. Она представляет собой соглашение о принципах, основанное на балансе между соображениями израильской безопасности и стремлением поддержать и развивать экономику Газы.

Прежде всего, был детально проработан статус и режим работы КПП Рафах. Через него получили право проходить владельцы палестинских паспортов, а также особые категории граждан (иностранные дипломаты, зарубежные инвесторы, сотрудники гуманитарных миссий и международных организаций). Кроме того, через Рафах будет осуществляться вывоз товаров в Египет. Переход контролируется палестинцами и египтянами (размещенными по свою сторону границы) и представителями третьей стороны — европейскими наблюдателями. Вначале КПП Рафах будет предназначен только для передвижения людей, затем, после создания необходимых условий, — пассажирского транспорта. Был достигнут компромисс в вопросе передачи материалов видеонаблюдения с КПП израильтянам: в оперативном центре в нескольких километрах от Рафаха будут находиться израильские и палестинские представители сил безопасности, которые при содействии европейских наблюдателей будут «снимать» информацию с видеокамер на КПП Рафах в режиме реального времени. Израильтяне могут высказывать свои возражения против пропуска в сектор того или иного лица, но не имеют право ветировать передвижение через Рафах. Палестинцы обязались предотвращать ввоз в Газу оружия и боеприпасов. В случае получения от израильтян сигнала о нежелательности прохода конкретных людей в Газу, палестинская сторона имеет право задерживать их на время консультаций (до 6 часов). При этом окончательное решение будет приниматься палестинцами. Европейцы при необходимости выступят посредниками между сторонами.

Ввоз товаров в сектор Газа будет осуществляться через КПП в Керем-Шаломе на границе Египта, Израиля и ПНА. Палестинские таможенные службы будут инспектировать товары под контролем израильских таможенных агентов.

Прописаны режимы функционирования КПП на границе Газы с Израилем. Согласно договоренности, израильская сторона даст разрешение на экспорт всей сельскохозяйственной продукции из сектора Газа. К 31 декабря с.г. грузовой КПП «Карни» будет оборудован современными сканирующими устройствами (ведутся контакты о поставках с американцами). Предусмотрено расширение пропускной способности: к концу этого года палестинцам будет разрешено вывозить из Газы через КПП «Карни» по меньшей мере 150 грузовиков с товарами ежедневно, к концу 2006 г. – 400 грузовиков. Подчеркивается, что от адекватности экспортного режима на КПП зависит коммерческая эффективность сельского хозяйства сектора Газа. Аналогичные принципы будут взяты за основу для КПП «Эрез». В целях дальнейшей проработки параметров работы КПП «Эрез» и «Керем-Шалом» решено создать израильско-палестинский комитет с участием Дж.Вулфенсона.

В соглашении предусматривается запуск механизма пассажирского и грузового сообщения сектора Газа с Западным берегом. Вводится система конвоев в русле доклада Всемирного банка, предлагающего трехэтапную схему: организация пассажирских автобусных перевозок к 15 декабря (по 5 автобусов в день), потом проезд палестинских грузовиков с товарами (к 15 января 2006 г.). При организации транспортных коридоров должна учитываться безопасность израильских граждан. Передвижение пассажирского транспорта не прописано, его предполагается запустить лишь на заключительной стадии. Также пока не разработан маршрут движения, предположительно, он пройдет в Хеврон через Ашкелон и Кирьят-Гат.

Достигнута принципиальная договоренность о начале строительства морского порта в Газе (его создание займет несколько лет). Трехсторонний комитет (США, Израиль, ПНА) займется разработкой мер безопасности и режима работы порта. Предполагается, что основой послужит модель участия третьей стороны, применяемая на Рафахе. Решение вопросов о параметрах морского порта, графика его ввода в действие стало возможным после урегулирования проблемы Рафаха. Ожидается, что соглашение по этим пунктам обретет реальные черты в ходе дальнейших многосторонних контактов.

На данном этапе не имеется договоренности о реконструкции аэропорта в Газе. По вопросу облегчения передвижения на Западном берегу также оговаривается лишь принципиальная задача – совместно с США разработать соответствующий план по минимизации количества блокпостов к концу года.

Соглашение о режиме передвижения и доступа носит временный характер (с опцией продления). По прошествии года «квартету» предстоит оценить степень его выполнения и определить, можно ли пересмотреть его в пользу предоставления палестинцам большей степени контроля над внешними границами сектора Газа.

По итогам последних контактов с американцами Израиль отказался от прерогативы закрывать пограничные переходы из палестинских территорий в Израиль из соображений безопасности. В обстоятельствах «прямой террористической угрозы» Иерусалим обязался направлять отдельную заявку на закрытие КПП в посольство США, аргументируя свое решение конкретной информацией. Однако это обязательство не было закреплено в письменной форме.

Параллельно велись израильско-европейские переговоры по вопросам осуществления наблюдательной миссии в секторе Газа. Предполагается, что группа инспекторов будет состоять из 50-70 человек, в нее войдут эксперты по пограничным и таможенным службам, полицейские. Было подтверждено, что роль европейцев заключается в укреплении возможностей палестинцев в сфере таможенного контроля и мер безопасности, отслеживании соответствия требованиям безопасности и таможенного режима, вмешательству в соответствии с разработанными правилами. 23 ноября Ш.Перес передал спецпредставителю ЕС М.Отте официальное письмо с приглашением ЕС выполнять роль третьей стороны на КПП Рафах. Возглавит миссию итальянский генерал-майор П.Пистолезе. Среди наблюдателей ЕС – граждане Италии, Дании, Великобритании, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии и др. стран.

Церемония открытия пограничного блокпоста Рафах состоялась в запланированный срок – 25 ноября. Терминал был отреставрирован, на нем были установлены сканеры на базе рентгеновских установок, усовершенствованные металлоискатели и видеокамеры. На данный момент там находятся лишь 20 из предполагаемых 70 европейских наблюдателей, поэтому в ближайшее время КПП будет работать 4 часа в день. Срок работы пограничного перехода будет увеличен до 24 часов, когда прибудет основная часть миссии наблюдателей, а также как только будет полностью установлено и запущено оборудование. В день планируется пропускать до 2 тыс. человек на вход и выход.

Таким образом, впервые с 1967 г. палестинцы получили контроль за внешними границами Газы и возможность свободно перемещаться между оккупированными территориями и внешним миром. Это однозначно воспринимается как шаг к палестинской независимости. Но значение достигнутых договоренностей не только символическое, но и практическое. Прежде всего, обеспечение свободы передвижения – важнейшее условие для улучшения гуманитарной ситуации в Газе и дальнейшего развития экономики. Кроме того, создан прецедент: Израиль впервые согласился на участие третьей стороны в контроле за внешней границей ПНА и на непосредственное участие европейцев в БВУ.

Вместе с тем, ряд комментаторов указывают на половинчатый, «сырой» характер достигнутого соглашения, которое оставило нерешенным целый ряд проблем постэвакуационного обустройства. Нет гарантии, что все пункты достигнутого соглашения действительно будут выполнены. На сегодняшний момент можно с уверенностью говорить лишь об открытии Рафаха и перспективах расширения пропускной способности «Карни». Реализация остальных договоренностей зависит во многом от развития ситуации и воли сторон.

Соглашение о режиме передвижения и доступа воспринимается как завершающий этап размежевания. Аналитики отмечают, что оно являеся последним дипломатическим шагом нынешнего правительства А.Шарона. В ближайшие месяцы существенных подвижек в сфере БВУ не предвидится, что связано с подготовкой к парламентским выборам в Израиле и ПНА.