- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об инвестировании в образование сирийской молодежи в Иордании

Фактор присутствия в Иордании сирийской молодежи, составляющей основную массу беженцев, прибывших в страну из Сирии начиная с 2011 года, может оказаться миной замедленного действия. Без регулярного содействия этой категории со стороны правительства Иордании и международных структур, прежде всего по линии социальной помощи, доступа к образованию и медицине, существует реальная угроза постепенной радикализации этой молодежи и ее дальнейшего вовлечения в ряды международной террористической сети.  Даже без этого, отлучение от образования целой группы сирийской молодежи создает угрозу эффекта «потерянного поколения», и для преодоления этого разрыва впоследствии может понадобиться значительно больше инвестиций и усилий.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцам (УВКБ), порядка 51.5% из более 650 тысяч зарегистрированных сирийских беженцев составляют дети до 17 лет. Разумеется, это создает прямую нагрузку на социальные службы и национальный бюджет иорданского правительства, которое с 2011-2012 гг. апеллирует к международному гуманитарному сообществу и крупным донорам с просьбой содействовать финансово программам интеграции сирийской молодежи в национальную систему образования и здравоохранения и получения ими доступа к другим важным социальным службам.

Поскольку финансовые и бюджетные возможности иорданского правительства достаточно ограничены в решении этого вопроса, основную нагрузку взяли на себя ооновские институты (Детский фонд ООН, Всемирная продовольственная программа и УВКБ), а также Всемирный банк и ряд местных и региональных благотворительных организаций. Основной приоритет их усилий – сфера образования. Нужно признать, что иорданским правительством за последнее десятилетие был проделан значительный успех в повышении качества и уровня образования – с 1994 по 2013 гг. уровень посещаемости школ вырос с 63 до 99%. Разумеется, неконтролируемый приток сирийских беженцев школьного возраста отбросил эти достижения назад, поэтому расчет делается на помощь международных организаций.

Следует иметь в виду, что несмотря на декларируемые усилия иорданского правительства оказывать посильную помощь в интеграции сирийской молодежи и особенно обеспечения доступа к системе образования, на практике доступ сирийцев к бесплатному государственному образованию в Иордании осложнен рядом ограничений. По данным проведенного Детским фондом ООН исследования в 2016 году, лишь 62% детей сирийских беженцев школьного возраста посещают официальные учебные заведения, при том что в группе младшего школьного возраста (6-11 лет) уровень посещаемости самый высокий (70%), а в возрастной группе 12-17 лет этот уровень не превышает 50%. К числу основных причин не посещаемости школ специалисты Детского фонда ООН относят следующие: 1) дети никогда ранее не учились в школе (их меньшинство, так до сирийского конфликта более 90% детей школьного возраста регулярно посещали учебные заведения); 2) отсутствие финансовых возможностей для оплаты школьных учебников и материалов; 3) вынужденная трудовая занятость детей школьного возраста в семье. Также в некоторых случаях называлась проблема отсутствия необходимых документов для подачи в школу. Исследование Детского фонда ООН выявило еще одну закономерность: чем позже сирийские беженцы прибыли в Иорданию, тем меньше шансов, что их дети школьного возраста посещают регулярно учебные заведения. Кроме того, альтернативой обучению в государственных иорданских школах явилось получение так называемого неофициального образования через создание сети образовательных центров для детей сирийских беженцев. Но есть проблемы, главная из которых – обеспечение личной безопасности детей, посещающих такие центры и часто подвергающихся насилию и давлению со стороны местных общин по пути в школу. Дело в том, что местные общины нередко воспринимают такого рода образовательные центры как нечто чужеродное, при том что на их создание и функционирование затрачиваются бюджетные средства, которые могли бы быть израсходованы на улучшение далеких от идеальных условий образования самих иорданцев. Дети с ограниченными возможностями (3% от всех сирийских детей школьного возраста) также предпочитают посещать специальные неформальные образовательные центры либо получать образование на дому, поскольку реальные условия для посещения ими обычной государственной школы на практике сегодня в Иордании отсутствуют.

Таким образом, по каналам различных международных агентств, неправительственных организаций и благотворительных фондов с 2012-2013 гг. оказывается комплексное содействие детям сирийских беженцев по обеспечению их доступа к базовым услугам и возможностям. Вопрос в том, достаточно ли этих усилий, чтобы избежать маргинализации сирийской молодежи и поддержать уровень ее развития, особенно на образовательном треке.

По линии Всемирной продовольственной в 2013 году были запущены проекты социальной поддержки, прежде всего социально значимые программы школьного питания для иорданских школ (в поддержку существующей национальной программы школьного питания), а также школьные завтраки для детей сирийских беженцев в лагерях. Роль проектов школьного питания – обеспечить регулярную посещаемость школ детьми, в том числе за счет снижения финансовой нагрузки на бедные семьи, повысить качество питания детей за счет сбалансированной и здоровой пищи и пр. В частности, с марта 2013 года был запущен проект детского питания для 7 тысяч школьников в лагере сирийских беженцев Заатари на иордано-сирийской границе, который затем распространился на сирийских детей в школах, созданных при других лагерях и сегодня охватывает 25 тысяч сирийских детей в Иордании. Помимо этого, совместно с правительством Иордании Всемирная продовольственная программа поставляет школьные завтраки в иорданские школы, охватывая 350 тысяч школьников в возрасте от 5 до 12 лет, среди которых есть, разумеется, и немалый процент детей сирийских беженцев.

По линии Всемирного банка в декабре 2017 года запущен новый масштабный проект по поддержке образовательного сектора Иордании с бюджетом 200 млн. долларов. Задача проекта – улучшить доступ к образованию как для иорданской молодежи, так и детей сирийских беженцев. Общий охват программы – 700 тысяч детей. Кроме того, проект нацелен на подготовку и повышение квалификации 30 тысяч преподавателей по всей Иордании. Ожидаемые результаты проекта – расширить доступ молодежи к системе образования, повысить качество образования, улучшить посещаемость и пр.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) взаимодействует с иорданским правительством с самого начала сирийского конфликта. В частности, по линии фонда было оказано содействие в открытии дополнительных 98 школ в целях повышения потенциала и вместимости школ с учетом притока беженцев. По прежнему, по данным ЮНИСЕФ, в более чем 50% учебных заведений Аммана и Ирбида – двух крупнейших городов Иордании – помещений для размещения учеников не хватает и требуется создание дополнительной школьной инфраструктуры.

Важно понимать, что на стадии начала военного конфликта в Сирии и соответствующей волны миграции сирийцев в соседнюю Иорданию, официальный Амман сделал стратегический выбор, допустив естественную интеграцию сирийской молодежи в образовательную систему страны. При этом прекрасно понимая все сопутствующие издержки, в первую очередь в плане воздействия на бюджет и финансовые возможности правительства. В то же время, просчитывая все альтернативные шаги и действия, иорданское правительство четко осознавало, что отказ от пути естественной интеграции сирийской молодежи (а это более 300 тысяч детей до 17 лет) может повлечь за собой гораздо более тяжелые и непредсказуемые последствия для долгосрочного развития, создавать потенциальную угрозу миру и стабильности внутри Иордании и служить очагом социальной напряженности. Таким образом, данное иорданским руководством негласное обязательство обеспечить право всем сирийским детям на государственное образование стало важным решением в пользу внутренней стабильности и баланса. Одновременно, данное обязательство стало важным сигналом донорам и международным гуманитарным организациям о необходимости оказания посильного финансового содействия властям Иордании. Как представляется, сигнал донорами был услышан – с учетом значительного роста финансирования различных программ гуманитарного и иного содействия – однако важно продолжать такую подпитку на регулярной основе с учетом того, что иорданские власти по-прежнему нуждаются в серьезной финансовой поддержке. В то же время, крайне важно начать поиск долгосрочных механизмов решения проблем сирийской молодежи в Иордании, поскольку с учетом высокого уровня безработицы местного населения дополнительная конкуренция со стороны сирийцев будет создавать очень большую нагрузку на экономику страны.