- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О провале программы «децентрализации» в Марокко

Король Марокко Мухаммед VI 11 декабря отправил в отставку главного инициатора и архитектора «политики децентрализации», заместителя министра внутренних дел Самира Мухаммеда Тази и 180 чиновников МВД, включая шестерых губернаторов и шесть генеральных секретарей министерства. Эксперты сразу же отметили тот факт, что столь массовые чистки в МВД надо понимать, если не как закрытие в принципе программы «децентрализации», которая являлась главенствующим трендом политики марокканского монарха с 2010 года, то, по крайней мере, ее серьезной трансформации в пользу «укрепление суверенитета». При этом те же эксперты вообще говорят о провале программы «децентрализации», но при этом указывают на то, что борьба в марокканской элите между сторонниками и противниками указанной политики еще долго будут ее сотрясать. Более того, общий итог этой борьбы еще далеко не однозначен. Основный удар общего недовольства короля итогами политики «децентрализации» принял на себя главный ее проводник С.С.Тази, который был главой фонда Fonds d’Equipement Local (FEC). Это был фактически банк Министерства внутренних дел, который был призван финансово и инвестиционно поддерживать большие и малые проекты в экономической и социальной сфере в регионах Марокко. С.М.Тази был также одним из главных лидеров «команды мечты», которые была основана молодым королем с целью стимулирования организации проектов по борьбе с массовой безработицей путем реализации масштабных социально-экономических проектов. Много нареканий у короля вызвала и работа С.М.Тази на посту начальника департамента местных властей в МВД. Указанная чистка кадров напоминает предыдущую, хотя она несоизмеримо мощнее по масштабам. Имеется ввиду ликвидация программы развития региона Аль-Хосейма в октябре с.г., в результате чего было уволено четыре министра и несколько высших гражданских чиновников, ряд должностей которых до сих пор остается вакантным. Напомним, что промахи в реализации этой программы вызвали серьезные массовые волнения в провинции Риф.
По данным экспертов, причины общей неудачи программы «децентрализации» необходимо искать не только в недостатке финансовых средств, но и прежде всего — в крайнем дефиците опытных и профессиональных кадров. Это вынуждает ответственных местных чиновников активно искать зарубежных частных подрядчиков для решения программы реализации социально-экономических преобразований в регионах (PDR). 4 декабря глава региона Лайюн-Сакиа Эль-Хамра Сиди Хамди Оулд ар-Рашид объявил о начале конкурса среди зарубежных субподрядных организаций и структур, которые могли бы не только подготовить соответствующие рекомендации, но и пошагово отслеживать выполнение программы с бюджетом в 66 млн дирхам. Губернатор провинции Дахла-Оуед Эддахаб Я.Хаттат уже поручил выполнение региональной PDR Capital Consulting. Эта же компания уже активно работает в провинции Танджер-Тетуан-Аль-Хосейма. В провинции Мусс-Масса работает McKinsey, а в Фесе — KPMG. На этом фоне отставка С.М.Таиза серьезно повлияла на программу реорганизации основного финансового инструмента для инвестирования в региональные программы развития в лице Fonds d’Equipement Communal (FEC), который создавался как раз по инициативе ныне уволенного С.М.Тази. По идее эта структура должна была наращивать свои инвестиции в регионы с целью усиления роли местных властей. В этой связи ею даже был разработан план внутренних реформ каждого региона, в подготовке которого активно участвовали британцы из «Прайсвотерхаус Купер» и марокканского консалтингового агентства WB Consulting. В ноябре эти две компании отобрали наиболее приоритетные направления своей инвестиционной деятельности в регионах страны на сумму порядка 3,8 млн дирхам, что было объединено в одну стратегическую программу развития. Кроме того, по условиям контракта оба этих агентства должны были подготовить и реализовать план превращения FEC в реальный банк с целью инвестиций в наиболее приоритетные сферы развития местных органов власти и бизнеса. Теперь после отставки С.М.Тази все эти проекты повисли в воздухе. Тем более, что FEC не является единственной структурой, которая призвана решать эти задачи. Так, в частности, в августе 2106 года правительство приняло программу прямого субсидирования из казны компенсаций местным органам власти в рамках проводимых ими реформ в сфере управления и общественных работ.
В этой связи обозреватели отмечают, что провал программы «децентрализации», что собственно ставилось королем в основу своей региональной политики, провалилась в силу ряда принципиальных проблем. Это очень слабая квалификация местных и высших государственных кадров исполнителей; забюрократизированность государственного аппарата, что самым серьезным образом тормозит исполнение всех принятых вроде бы прогрессивных программ; а также жесткая борьба в высших органах исполнительной власти королевства. И собственно последние по времени кадровые чистки в большей степени свидетельствует именно об этом: все основные органы власти в лице министерств ополчились против МВД, которое до последнего времени отвечало за разработку и реализацию глобальной программы «децентрализации» регионов. А значит — получало эксклюзивный доступ к огромному массиву бюджетных средств. Вообще надо отметить, что бюрократия Марокко и даже частные крупные компании отличаются тем, что они очень неохотно выполняют прямые директивы короля. И не только чисто по внутренним проблемам. В частности, практически все частные марокканские компании сорвали план королевского дворца по экономической экспансии Рабата в страны Африки, которую король с подачи своего МИДа провозгласил как сопутствующую операцию распространения и усиления влияния Марокко на континенте. Таким образом, планировалось подкрепить «реальными делами» возвращение Марокко в состав Афросоюза. Проведенная администрацией короля ревизия показала, что, спустя более полугода после начала этой программы, ни один из серьезных экономических проектов даже не был проработан в министерствах и ведомствах соответствующих африканских стран. И при этом марокканский бизнес даже не сделал такой попытки. Все это говорит о том, что прямая связь между королевским дворцом, органами исполнительной власти (а в правительстве превалируют представители умеренных исламистов) и крупным бизнесом, если не отсутствует по факту, то, по крайней мере, испытывает серьезные проблемы.