- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за решением Сейф аль-Ислама Каддафи участвовать в президентских выборах в Ливии

Сын экс-главы Ливии Сейф аль-Ислам Каддафи намерен участвовать в выборах президента страны. Об этом в воскресенье рассказал пресс-секретарь семьи Каддафи Басем аль-Хашими аль-Суль англоязычному египетскому журналу «Иджипт тудей». «Сейф аль-Ислам Каддафи будет баллотироваться на предстоящих президентских выборах, которые могут состояться в середине 2018 года», — заявил он, добавив, что будущий кандидат представит свою программу в скором времени. В нее, по словам пресс-секретаря, войдут «процедуры, которые, как надеется Сейф аль-Ислам, одобрит ООН, и которые способны помочь Ливии сдвинуться от текущего переходного периода к стабильности».  О начале политической деятельности Сейфа аль-Ислама на территории Ливии стало известно в середине октября. Адвокат семьи Каддафи Халед аз-Заиди рассказал телеканалу «Аль-Арабия», что сын Каддафи участвует в жизни ливийского общества, поддерживает контакты с общественными деятелями и лидерами ливийских племен с целью формирования всеобъемлющей программы. 44-летний Сейф аль-Ислам — старший сын Муаммара Каддафи от второго брака — рассматривался отцом в качестве вероятного преемника. Он архитектор и инженер по образованию, обучался в Австрии и Великобритании. Окончил Лондонскую школу экономики и политических наук, где ему была присуждена степень доктора философии. Возглавлял международный благотворительный фонд имени своего отца. Сейф аль-Ислам был арестован в ноябре 2011 года бригадой ополченцев из города Зинтан, когда направлялся на машине в сторону границы с Нигером. Апелляционный суд в Триполи 24 июля 2015 года заочно вынес ему смертный приговор по обвинению в «преступлениях против ливийского народа», совершенных во время так называемой «революции 17 февраля». Однако зинтанцы категорически отказались передать узника столичным властям, с которыми неоднократно враждовали после падения прежнего режима, и в начале июня Сейф аль-Ислам был освобожден из тюрьмы Зинтана. Отметим несколько важных моментов связанных с возвращением Сейф аль-Ислама Каддафи в политику.

1 Возвращение Сейф аль-Ислама в активную политическую жизнь Ливии надо рассматривать не как западный проект, о чем  говорят некоторые аналитики,  по созданию новой компромиссной фигуры, которая бы устраивала большинство племенных групп в Ливии и позволила бы достичь в конечном счете некой политической стабильности. Фигуру Сейф аль-Ислама точно не воспримут в Тобруке, Бенгази, Мисурате и в ряде триполитанских кланов.  Его выдвижение — это инициатива прежде всего клана зинтан в рамках создания политического и военного противовеса не столько триполитанцам или мисуратовцам, сколько командующему вооруженными силами Тобрука Х.Хафтару. Его военная экспансия на запад страны и захват основных нефтяных месторождений «ливийского полмесяца» безусловно племенную верхушку зинтан встревожили и стали причиной растущей напряженности между вроде бы недавними союзниками. По крайней мере, зинтановцы всячески тайно стимулировали сопротивление различных племенных групп в центральной Ливии и в Феццане  военной экспансии Х.Хафтара летом-осенью с.г. Почему возникла кандидатура Сейф аль-Ислама, также понятно. Он помимо контроля над обширными зарубежными авуарами семьи бывшего ливийского лидера, пользуется поддержкой своего племени каддафа. Но самое главное — именно Сейф аль-Ислама стоял в свое время за проектом инкорпорации умеренных и не очень исламистов в политическую структуру Ливийской Джамахирии на последнем этапе правления своего отца. И с тех пор он не только обладает наработанными контактами с целом рядом важных эмиссаров среди ливийских «Братьев-мусльман» и откровенных джихадистов (среди них отметим бывшего руководителя Ливийской боевой группы А.Бельхаджа), но и значительной массой компромата на них. Именно по этой причине триполитанцы и требовали от клана зинтана  выдачи Сейф аль-Ислама, дабы по быстрому казнить его и закрыть вопрос с возможным обнародованием этого компромата.  И это момент принципиальный для достижения консенсуса с мисуратовскими и триполитанскими кланами со стороны клана зинтан. Поэтому обратим внимание еще на одно сообщение. Неизвестные похитили и убили мэра ливийского города Мисурата (200 км восточнее Триполи) Мухаммеда Эштеви. Об этом в понедельник сообщило агентство Франс Пресс. По сведениям его источника, инцидент произошел в воскресенье вечером. Градоначальник был похищен, когда ехал по дороге из аэропорта Мисураты. Его тело было брошено на улице. Не беремся пока судить об окончательных причинах этого убийства, отметим лишь, что погибший был сторонником достижения компромисса по вопросу раздела власти с Х.Хафтаром в рамках его назначение министром обороны в будущем правительстве.

Обратим внимание также на еще один момент. Инициатива Сейфа аль-Ислама о его участии в политическом процессе в Ливии (что отражает позицию клана зинтан, самого сильного с точки зрения боевого потенциала среди всех племенных групп страны) была озвучена спустя считанные дни после следующего заявления Х.Хафтара о том, что ливийская армия не будет подчиняться ни одной политической структуре, которая не имеет законной поддержки со стороны ливийского народа. Об этом в воскресенье в телевизионном обращении, которое транслировал канал «Скай ньюс — Арабия», заявил командующий Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар. «Мы заявляем о своей полной преданности и готовности исполнять приказы только ливийского народа, который является единственным источником власти и единственным субъектом, который может отдавать приказы армии», — указал Хафтар. Он охарактеризовал диалог, ведущийся между ливийскими сторонами, в том числе и достигнутое между ними политическое соглашение, «договором только на бумаге». Как считает командующий ЛНА, ливийское правительство национального согласия «наделено несуществующей властью». По словам Хафтара, ЛНА более года напрямую сотрудничала с представителями международного сообщества, выдвигала собственные инициативы, чтобы добиться продвижения политического процесса в Ливии, однако это «не привело ни к каким результатам». Другими словами, он дезавуировал свое участие в любых соглашениях с премьер-министром правительства национального согласия Ф.Сараджем, за которым помимо Италии стоит еще и спецпредставитель ООН по Ливии Гасан Саламе. Таким образом, Х.Хафтар четко акцентировал свое неприятие любых схем создания нового правительства Ливии, в котором он бы не являлся монопольным главнокомандующим всеми силовыми структурами. Такие заявления безусловно поддерживаются его основными спонсорами в лице ОАЭ, АРЕ и Франции.  По мнению Х.Хафтара, в настоящий момент «Ливия вступает в очень опасный период обострения ситуации внутри страны, особенно в регионах». При этом, добавил фельдмаршал, ливийский народ не имеет реальной власти ни на региональном уровне, ни на уровне общенациональном. Все это означает срыв всех мирных инициатив и переговоров и возвращение страны к исходному положению фактически троевластия: Палата представителей в Тобруке, собственно триполитанские кланы и правительство Ф.Сараджа, а также западноливийский клан зинтан, который выдвинул собственную политическую альтернативу в рамках выхода из политической патовой ситуации.