- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Газопровод Израиль-Европа: первые контуры и перспективы

В связи с разработкой газовых месторождений на израильским шельфе, в последнее годы стал актуальным вопрос о путях транспортировки газа потенциальным покупателям за пределами Израиля.

Основная проблема практически всех компаний, добывающих газ на израильском шельфе, а также тех, кто в перспективе собирается это делать, рынки сбыта. Сегодня внутреннее потребление газа в Израиле составляет около 9 млрд куб. м в год и в перспективе может дорасти лишь до 12 -13 млрд куб. м  в год. В тоже время только уже разведанные месторождения могут дать как минимум вдвое больше. Поэтому перспективы развития газовой отрасли в Израиле, и в частности привлечение новых игроков на его газовое поле напрямую связана с перспективами экспорта газа в ближнее и дальнее зарубежье.

Как уже отмечалось (см. «Израиль начал экспорт газа в Иорданию» от 21.09.17) Иордания стала первым, но пока «полуофициальным» потребителем израильского газа. Но в данный момент — это скорее чисто символические поставки газа в размере 1 млн куб. м  в месяц. Чтобы все разрабатываемые газовые месторождения стали экономически целесообразными и главное, чтобы получаемая от них прибыль, сказалась на благосостоянии Израиля, необходимо экспортировать от10 до 25 млрд куб. м  газа в год. А для этого нужны серьезные потребители и главное мощные газовые коммуникации.

В этой связи уже несколько лет рассматривается ряд проектов по строительству подводных газопроводов и в частности в Турцию, Египет и Европу через Кипр. Хотя турецкий проект наиболее экономичных и самый короткий, в нем есть большая политическая составляющая, так как часть маршрута должна пройти через кипрскую экономическую зону, на что пока Никосия согласия не дает. При этом турецкий маршрут несет ряд политических рисков из-за непредсказуемой политики ее президента Р.Т. Эрдогана в последнее время.

Учитывая, что по сравнению с морским маршрутом в Европу, турецкий вариант значительно более экономичный и технически более осуществим премьер-министра Биньямин Нетаньяху в период своего визита в Азербайджан прорабатывал там вопрос подключения к его транспортной системе, чтобы обезопасить себя. (см. статью от 21.12.16 г. «Израиль, Азербайджан, Турция- контуры новой дружбы»). Однако события последних дней, связанные с признанием Дональдом Трампом Иерусалима столицей Израиля и в ответ на это более чем воинствующая риторика Эрдогана, кажется надолго похоронили этот вариант маршрута. Хотя компания «Нобель» совладелец месторождения «Левиафан», продолжает закулисные переговоры с турецкими компаниями. При наличии интереса, здесь возникает вопрос, а кто даст деньги на проект, стоимостью в несколько миллиардов долларов? И ответа, пока нет ни у кого.

В связи с этим, хотя к газопроводу через Кипр в Европу выдвигает свои претензии Турция, он из-за поддержки Евросоюза становиться более перспективным. За последние несколько лет в Израиле, на Кипре и в Греции прошло ряд встреч на уровне министров и генеральных директоров министерств энергетики Израиля, Италии, Греции и Кипра и комиссара по вопросам энергетики ЕС, в целях содействия сотрудничеству между странами по прокладке совместного газопровода в Европу. На встрече от имени ЕС было предоставлено технико-экономическое исследование по прокладке газопровода из Израиля через Кипр и Грецию в Италию.

Подводный газопровод EastMed (если он будет построен, то станет самым длинным в мире) призван соединить газовые месторождения «Левиафан» (Израиль) и «Афродита» (Кипр) с Грецией.  Целью данного трубопровода является экспорт природного газа из Израиля и Кипра в Европу (Греция и Италия), а оттуда в другие европейские страны.

По предварительным оценкам проект считался весьма целесообразным, с оценочной стоимостью 5,2 млрд евро, хотя сегодня он оценивается уже в 6 млрд евро. Экономический анализ спроса на природный газ и предложения, показывает, что этот проект, с ожидаемыми европейскими ценами на природный газ, является экономически эффективным, и может стать фактором конкуренции на рынке природного газа, поставляемого из различных источников в Европу,

В начале декабря в Никосии Кипр, Израиль, Греция и Италия подписали меморандум о взаимопонимании (МОВ) для продвижения проекта EastMed, целью которого является создание газовой инфраструктуры, которая соединит Израиль и Кипр с Грецией, Италией и европейским рынком.

По итогам встречи министры выразили готовность продолжать поддерживать проект в качестве стратегического шага, который увеличит региональное сотрудничество и поможет привлечь другие компании для поиска природного газа в регионе.

 

На встрече были заявлены технические характеристики проекта:

Согласно договору государственные структуры должны обеспечит весь проект всеми аспектами регулирования, законодательства, налогообложения, и защитой окружающей среды. Заявлено, что после подписания меморандума будет начата работа над обязательным и подробным соглашением по проекту. Цель состоит в том, чтобы подписать IGA уже в 2018 году.

Несмотря на оптимизм политиков следует отметить, что проект еще далек от реализации. Сложность выполнения инфраструктуры проекта связана с большой глубиной моря в 3.3 км и вулканической активности морского дна между Кипром и Грецией. И главное, та же проблема что и с турецким проектом, кто даст деньги?

Еще одна трудность, не менее важным является экономическая целесообразность проекта для Израиля. Средняя цена на газ в прошлом году в Европе составляла около 5,4 долларов за единицу тепла, в то время как в Израиле, средняя цена ненамного дешевле — 5,3-5,5 доллара за единицу тепла. Для того, чтобы экономически оправдать такой сложный маршрут, и сделать газ конкурентно способным необходимо изначально снизить цену за газ на территории Израиля до 2-3 долларов за единицу тепла.

Это возможно лишь при наличии еще ряда новых месторождений в Израиле, что должно в перспективе привести к снижению цен на природный газ. Напомним, только на днях (см., «На израильском газовом шельфе появились новые игроки» мот 18.12.2017 г.) Министерство энергетики Израиля подвело предварительные итоги тендера на разработку новых морских месторождений. И хотя результаты не были обнадеживающими — только две страны участвовали в тендере: Индия и Греция, но тем не менее им выдано шесть заявок для начала работ.

Маршрут газопровода из Израиля в Италию

[1]