- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран: экологические каникулы

В Иране давно уже бытует мнение, что Тегеран – самый загрязненный с точки зрения экологии город страны. Многие его жители считают, что жить  здесь просто невозможно. Вот и последний по времени указ городских властей закрыть по этим причинам на 4 дня школы и отправить школьников на вынужденные каникулы  никого не удивил. Однако необычным и вызвавшим удивление общественности стало заявление председателя Иранской организации по защите окружающей среды Иссы Калантари о том, что сомнительную пальму первенства у столицы перехватили уже другие городские агломерации страны – Табриз, Ахваз, Хамадан и Урумие. Как пишет информационное агентство иранских студентов ИСНА, И.Калантари поделился такой информацией на заседании президиума правительства 20 декабря. Говоря о причинах чудовищного загрязнения городской атмосферы, он назвал самой важной из них выхлопные газы продуктов горения, с которыми в воздух летят громадные массы микрочастиц. Глава экологического ведомства страны сказал, что подобное явление объясняется техническим несовершенством используемого автотранспорта. Это, по его мнению, касается в основном автобусов, тяжелых грузовиков, мотоциклов устаревших марок, буквально низвергающих в воздух тонны копоти.

Агентство ИСНА опубликовало на днях интересную статистику состояния транспорта в иранской столице. Из нее следует, что изношено и не может более быть использовано 74% маршрутных такси, 54% городских автобусов, 42% междугородных автобусов, 37% такси и грузовиков, 22% малолитражек, 19% легковых автомобилей государственной принадлежности и др. Именно они, сообщает ответственный чиновник городской дорожной полиции, дают основную массу загрязняющих примесей в атмосфере. Всего по стране примерно 1 млн 350 тыс. автомобилей, которые по техническим и экологическим параметрам не могут более использоваться, но ежедневно отравляют атмосферу над иранскими городами. «Их число,- пишет ИСНА, —  ежегодно пополняется катастрофическими темпами». Вот еще одна цифра – в стране 11 млн мотоциклов, которые тоже вносят «достойную лепту» в загрязнение воздуха, ибо основная масса этой любимой молодежью техники не выдерживает никакой критики в плане экологичности. Названные выше города-агломерации уже серьезно обошли Тегеран по загрязненности.  Замеры воздуха, проведенные в Табризе 16 декабря, показали максимальную загрязненность воздуха в стране. А южноиранский город Ахваз – центр провинции Хузестан – не раз в последнее время фиксировался как один из самых загрязненных городов мира. К разряду таких же на этой неделе прибавились еще два города – историческая столица страны Исфахан и Арак, являющийся главным городом Центральной провинции. Об этом сообщило Главное управление ИРИ по метеорологии.

Иранцы в последние десятилетия привыкают жить в условиях громадной загрязненности, особенно в холодное время года, когда погодные условия способствуют концентрации в воздухе вредных и загрязняющих веществ, затрудняющих дыхание и приводящих к различным болезням. Как показывает опубликованные в иранских СМИ цифры, экологические проблемы атмосферы над Тегераном приводят к серьезным последствиям. Информационное агентство «Тасним» со ссылкой на чиновника Минздрава ИРИ сообщило о смерти по причине загрязнения в воздуха в 1395 иранском году (март 2016 – март 2017) 4810 жителей столицы. Другими словами, ежедневно из-за загрязнения воздуха в Тегеране умирают 13 человек. Еще один источник – агентство «Фарс» поместило информацию о том, что в последние дни, из-за погодных условий вкупе с прессингом выбросов, количество обращений в приемные отделения больниц по причине кардиологических проблем выросло вдвое. Что же делают власти, чтобы минимизировать эту проблему? Вот реакция упомянутого нами выше председатель Иранской организации по защите окружающей среды И. Калантари: «Мы должны молиться, чтобы подули ветры и унесли с собой стоящие над городом облака со скопившимися в них выбросами». Как пишет ИСНА,  сам И.Калантари признал, что главная причина загрязнения атмосферы иранских городов – плохое качество используемого топлива для транспорта, в первую очередь – газойля. Он не соответствует нормам экологичности, уступая по стандартам в «десятки раз», по словам И.Калантари,  необходимым параметрам.  У председателя Иранской организации по защите окружающей среды есть претензии и к автотранспорту, который, по его мнению, в массе своей также не соответствует нормам экологичности. Но поскольку нет другого, пишут местные СМИ, нужно использовать имеющийся, иначе, без перевозок, вся экономика страны просто встанет.

Вот почему И.Калантари и сказал, что единственная возможность избежать большой загрязненности – попросить у Б-га сильный ветер, который бы очистил атмосферу. А если нет – придется нам жить с тем, что есть, «город ведь не проживет без топлива и автомобильных перевозок». Ветра в ближайшие дни не предвидится, об этом уже объявил Ахад Вазифе, руководитель Департамента прогнозов и чрезвычайных ситуаций  Главного управления ИРИ по метеорологии. По крайней мере, этого не произойдет в самых больших городах страны – Тегеране, Исфахане, Табризе, Урумие, Араке. Так что загрязненность воздуха будет ничуть не меньше, чем в предшествовавшие дни. По этой причине основным выходом из создавшейся ситуации будет по-прежнему практика отмены занятий в школах.

Но тот же Ахад Вазифе считает, есть другие способы реагирования на подобные ситуации. По его мнению, не нужно изобретать велосипед, а просто обратиться к опыту, который имеется и широко используется. Например, в Европе. В Тегеране такое уже делают. Например, специальный Чрезвычайный комитет по борьбе с загрязнением атмосферы утвердил на этой неделе реализацию таких срочных мер как ограничение проезда по городу, запрет строительных работ, интенсификацию работы предприятий по очистке атмосферных загрязнений, запрет проезда по городу тяжелых грузовиков, кроме тех, что вывозят мусор и топливо. Этим же решением запрещено проведение в городе спортивных мероприятий на открытом воздухе. Однако, как и прежде, борьба с загрязнением воздуха ведется крайне медленно, а финансирование идет по остаточному принципу. Вот почему в стране никто всерьез не воспринимает меры властей по исправлению ситуации.  Для иллюстрации приведем в заключение мнения граждан страны, изложенные на форумах в социальных сетях после публикации материалов  на экологическую тематику.

Мохаммад: Конечно, г-н Калантари, вы можете только молиться, а ничего реального сделать не можете. Может, вам дать на помощь студентов из Кума (религиозная столица Ирана, знаменитая своими исламскими учебными заведениями- В.М.), в молитвах они сильны.

Аноним: В Исфахане уже невозможно жить. Там у власти муллы и их дети. Все можно перенести, но когда тебе не дают глотка свежего воздуха, а дышишь только бензином и воздухом с частицами пыли….

Махди из Табриза: Самый важный город у нас – Тегеран. Там власть, там СМИ. Уже неделю, как показатели загрязненности воздуха у нас здесь просто зашкаливают, у нас 180, а в Тегеране – 120. Но о нас и других городах мало говорят, а все только о Тегеране. Как  вообще случилось, что Калантари назвал и другие города, где ситуация с загрязнением еще более катастрофичная, чем в столице?

Джуниор: Власти специально загрязнили небо над Тегераном, чтобы сбавить темп массовых протестов населения под видом введения особых ограничений для движения в столице.

Аноним: Все муллы рассиживают в богатых роскошных садах, где прекрасный чистый воздух, а простые люди задыхаются от ужасной экологии. На защиту окружающей среды у страны нет достаточных денег. На содержание одного аятоллы Макарем-Ширази уходит больше денег, чем на все экологические нужды.  Эти мерзавцы просто душат народ!

Аноним: У нас во всем винят Америку, но причем здесь Трамп, если мы сами не можем как следует работать, что у нас коррупция и все разворовывается. Вот почему и с экологией у нас полный завал, и люди умирают от страшно загрязненной атмосферы. И никому до этого дела нет!