В Астане закончился очередной тур переговоров. Среди основных его итогов отметим несколько. Первый. Россия, Иран и Турция — в совместном заявлении согласовали в пятницу сроки проведения Конгресса сирийского национального диалога 29-30 января в Сочи. Представители «тройки» соберутся в этом черноморском городе за десять дней до созыва Конгресса, к 19-20 января предполагается составить окончательный список участников конференции. Отметим, что прорыв в этом вопросе определил телефонный разговор президентов России и Турции В.Путина и Р.Т.Эрдогана. Это свидетельствует о том, что Анкара до последнего «подвешивала» решение этого вопроса, и основной причиной такого поведения вновь стало «курдское досье». Представители сирийской курдской Партии демократического союза (ПДС) не примут участие в Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи, представлять сирийских курдов будут нейтральные делегаты. Об этом заявил спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев в интервью телеканалу RT. Как указал Лаврентьев, списки участников согласовывались странами — гарантами Астанинского процесса по Сирии — Россией, Ираном и Турцией. При этом, уточнил он, «участие «Демократического союза» для Турции — это красная линия». «Они рассматривают его [союз] как часть Рабочей партии Курдистана, которую Турция считает террористической организацией», — пояснил спецпредставитель президента. Звучит как некое озарение. А ранее это было неясно? «Мы примем во внимание соображения турецкой стороны, ведем с ними работу, чтобы согласовать фамилии кандидатов, которые являются нейтральными и независимыми и не принадлежат ни к одно политической партии, но при этом — авторитетные люди, способные действительно представлять весь курдский народ», — добавил Лаврентьев. Другими словами, уговорить турецкую сторону каким-либо образом трансформировать свою позицию (а именно этим обстоятельством в основном объяснялся срыв по срокам проведения Конгресса первоначально) в отношении курдов Москве не удалось. Стремление российской дипломатии привлечь к работе Конгресса курдов из ПДС понятно. Таким образом планировалось не только «завязать» значительный сегмент сирийского населения на инициированные Москвой переговорные форматы, но и постепенно дистанцировать курдов от орбиты влияния американцев. В этой связи предполагалось, что участие курдов в обсуждениях проектов новой конституции позволит создать новый более привлекательный для них формат в рамках прежде всего будущей легализации своей государственной автономии. Одновременно предполагалось, что Москва таким образом начнет смягчать общий фон в турецко-курдских отношениях, что продемонстрирует совершенно более иной и позитивный итог на этом треке по сравнению с теми же американцами. Совершенно очевидно, что в этом случае Москва (а вернее основные координаторы такого алгоритма действий с российской стороны) совершенно не учитывала тот факт, что тема РПК и ПДС является для Анкары действительно «красной линией». Из-за нее они умудрились серьезно рассориться с Вашингтоном, в этой связи рассчитывать на противоположную реакцию Анкары по этому вопросу только на основании нынешней динамики российско-турецких отношений было наивно. Особа отметим, что отсутствие представителей ПДС на Конгрессе никоим образом не скажется на его работе. В данном случае еще раз обратим внимание на то, что присутствие делегации ПДС на Конгрессе вообще на сегодня принципиально не важно. Подчеркнем, что основным моментом этого события является привлечение к этому процессу прежде всего суннитских представителей. Решать «в одном флаконе» крайне болезненную и для шиитов, и для суннитов курдскую пролему наряду с основной задачей — создание условий и алгоритма социально-экономической инкорпорации именно суннитского населения в политическую архитектуру Сирии — является непростительной переоценкой существующего на сегодня положения дел в стране. Действовать в такого рода случаях «широким фронтом» нельзя, в данном случае работает только тактика «шаг за шагом» на локальных направлениях. Любовь дипломатов к глобальным форматом понятна: она позволяет надеется на решение той или иной проблемы сразу и относительно быстро. Но такие форматы срабатывают только после того, как проделана огромная положительная работа в локальных форматах. Такие как, например, соглашение между странами гарантами о создании специальной рабочей группы по освобождению задержанных/заложников, передаче тел погибших и поиску пропавших без вести, а также начал процесса гуманитарного разминирования, включая объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Все эти направления были согласованны на нынешнем раунде переговоров в Астане, и это гораздо более ценно для будущего мирного процесса в Сирии, чем все проекты конституции и курды вместе взятые. Курды стабильности режима в Дамаске сейчас никоим образом не угрожают и не будут угрожать. Помимо Конгресса существует масса иных возможностей поддержания с ними отношений. Например, в той же Хасеке, а также в рамках продвижения процесса локальных перемирий восточнее Евфрата с суннитскими племенами. Там курды волей-неволей находятся в постоянном рабочем контакте с участниками этого процесса. Не надо пытаться сейчас решать курдскую проблему в принципе, это контрпродуктивно. Есть реальное и осязаемое направление такого взаимодействия между суннитами и курдами восточнее Евфрата при посредничестве Москвы, и надо сосредоточится сейчас на этом, действуя при этом автономно от всех остальных глобальных проектов. Именно по той причине, что этот процесс четко выявит все слабые точки и наоборот прорывные направления в вопросе будущего курдского присутствия уже в более системных форматах. Если проще — процесс примирения восточнее Евфрата должен помочь выработать оптимальный алгоритм для действий уже в более системных вопросах, типа определения будущего положения курдов в Сирии. А вот недовольство суннитов в реальности может привести к ренессансу не только «Исламского государства», но и к резкому увеличению боевого потенциала просаудовской «Джебхат ан-Нусры» (обе организации запрещены в России).
Тема последней безусловно также стояла в центре дискуссий в Анкаре. В данном случае Москва и Тегеран активно будировали вопрос более активного участия Анкары в вопросах силового давления на «Джебхат ан-Нусру» в Идлибе. В совместном заявлении России, Ирана и Турции подтверждается решимость «продолжить сотрудничество в интересах полной и окончательной ликвидации террористических группировок «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусры» (запрещены в РФ) других террористических организаций, определенных в качестве таковых Советом Безопасности ООН, недопущения передислокации международных террористов в другие страны и регионы». Объемная декларация по смысловой нагрузке. Настораживает только одно — расплывчатость формулировок, из чего рискнем сделать вывод о том, что Анкару не удалось до конца убедить сделать предельно важную для Москвы вещь — начать силовое нивелирование потенциала «Джебхат ан-Нусры» в Идлибе. И единственным стимулом для Анкары в этом вопросе может стать только инициативные действия со стороны Дамаска, Тегерана и Москвы. В данном случае надо использовать тот же самый алгоритм действий, который вольно и невольно был применен Москвой в рамках российской военной операции в Сирии, что заставило США активизировать свои боевые действия в отношении боевой инфраструктуры ИГ. То же самое произойдет и в случае, если правительственные силы и иранцы при содействии российских ВКС начнут активное военное давление на «Джебхат ан-Нусру» в Идлибе. Только теперь естественно применительно в большей части к Турции. Хотя рискнем предположить, что и американцы не останутся в стороне от этого процесса, хотя и не так активно, как это произошло в случае с ИГ. Почему — покажем ниже, а пока обратим внимание на откровенное заигрывание со стороны российских дипломатов в отношении американцев в рамках заявлений на полях нынешнего раунда переговорного процесса в Астане. Россия надеется на совместную работу с США в борьбе с «Джебхат ан-Нусрой» в Сирии. Об этом заявил ТАСС глава российской делегации на переговорах по Сирии в Астане, спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. «У нас есть хороший результат совместной работы по борьбе с ИГ, — отметил дипломат. — Надеюсь, что такая же хорошая работа будет и в борьбе с другими террористическими организациями, в том числе с «Джебхат ан-Нусрой». Вместе с тем, отметил спецпредставитель президента РФ, некоторые действия администрации США связаны и зависят от внутриполитической конъюнктуры. «Мы хотим видеть наших американских коллег вместе с нами в одной лодке, чтобы мы плыли в правильном направлении, — продолжил Лаврентьев. — Другое дело, что может быть сейчас не совсем для этого сложилась удачная ситуация. Связано это в том числе с различными внутриполитическими проблемами в США». «Мы поддерживаем контакты, работаем с американскими коллегами. Очень надеемся на то, что разум все-таки возобладает и мы будем двигаться вместе, — отметил дипломат. — Вместе мы можем сделать гораздо больше, чем поодиночке». Ранее министр иностранных дел С.Лавров также отметил, что «отношение США к «Джебхат ан-Нусре» меняется в позитивную сторону». Сразу скажем, что «разум у американских партнеров не возобладает» по той маленькой причине, что это им не выгодно. Ровно из-за того, что в этом случае (разгром военной инфраструктуры «Джебхат ан-Нусры») резко ослабляется боевой потенциал сирийской оппозиции в рамках ее противодействия Дамаску. Курды в данном случае в этом контексте совершенно справедливо ими не рассматриваются. Надо четко осознавать, что именно исламистко-радикальный сегмент сопротивления в лице прежде всего ИГ и «Джебхат ан-Нусры» является основным боевым противовесом Дамаску. А после минимизации боевого потенциала ИГ, таковой остается исключительно эта просаудовская группировка. Нравится ее идеология или нет американцам, в данном случае это уже неважно. Тем более, что они имеют достаточно опосредованных рычагов влияния на нее через своего союзника в лице КСА. Основной вопрос для США сейчас сконцентрирован в области глобального сдерживания распространения влияния России в Сирии и более шире — в регионе Ближнего Востока, а не на борьбе с исламистами. И сохранение боевого потенциала «Джебхат ан-Нусры» в данном контексте выглядит с точки зрения Вашингтона абсолютно логично в рамках сохранения силового противовеса Дамаску и попыток сохранения нужного себе формата представительства оппозиции на переговорах в Женеве. Обратим внимание на то, что «Джебгат Ан-Нусра» фактически исчезла из официальной риторики американских представителей на фоне активного акцентирования темы борьбы именно с ИГ. Чем собственно и мотивируется необходимость пребывания американских военных в Сирии уже после вроде бы официального разгрома этой организации. Начальник управления по связям с общественностью штаба операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»), которая осуществляется в Ираке и Сирии группой стран во главе с США, полковник Томас Вил утверждает, что «Россия поспешно объявила в начале этого месяца о победе над ИГ». «Мы, коалиция, по-прежнему сосредоточены на нанесении окончательного поражения ИГ в регионе. Это глобальная угроза, и мы работаем с нашими партнерами по СДС (оппозиционные властям в Дамаске так называемые Силы демократической Сирии — прим. ТАСС), чтобы предоставить возможность для по-настоящему демократического мирного процесса, который будет признан международным сообществом», — уточнил полковник. По его версии, «сирийский режим [президента Башара Асада] не смог продемонстрировать способность предотвратить возрождение ИГ на своей собственной территории». «Как мы видели на этой неделе в Дамаске и на протяжении последних нескольких месяцев в других районах по всей Сирии, как например в Пальмире, ИГ сохраняет возможность предпринимать внезапные наступления и вытеснять с территорий силы Асада», — считает Вил. Уже не сохраняет, поскольку потеряла контроль над обширными территориями, а плюс ко всему — разрушен механизм координации между иракским и сирийским сегментами, что минимизирует возможность маневрирования силами и средствами. Он рассказал, что СДС на прошлой неделе несколько раз участвовали в боевых столкновениях с ИГ и «коалиция продолжает поддерживать их на земле и в воздухе». То есть ИГ «побеждена» по Д.Трампу, и совершенно «не побеждена» по оценке Пентагона. В этой связи еще раз повторим, что ИГ (но не «Джебхат ан-Нусра») в данном лишь повод для сохранения США своего присутствия. Как и попытка протащить проект создания дополнительных зон деэскалации в областях своего присутствия, что рассматривается американцами как прежде всего механизм создания и легитимизации альтернативных от Дамаска районов своего влияния. Поэтому совершенно логично, что Пентагон назвал бессмысленным заявление спецпредставителя президента РФ по сирийскому урегулированию Александра Лаврентьева о том, что Россия не считает необходимым увеличение числа зон деэскалации в Сирии. В этой ситуации надо реально оценивать истинные намерения США в Сирии и перестать «метать бисер перед свиньями». США еще могут стать гарантом мирных переговоров по сирийскому урегулированию в Астане, несмотря на то, что ранее отказались выступить в этой роли. Об этом заявил в пятницу в интервью телеканалу RT спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. «В свое время мы предлагали Соединенным Штатам стать гарантом Астанинского процесса, США инициативно отказались, заявив, что их устраивает роль наблюдателя. Наверное, они пожалели об этом, когда увидели, что Астанинский процесс развивается, идет вперед», — сказал Лаврентьев. «Мы никогда не пытаемся кого-либо изолировать от политических мероприятий, если США желают участвовать, мы ожидаем от них лишь соответствующего обращения», — добавил он. А зачем вообще формулировать эти предложения? Только для демонстрации «доброй воли», или кто-то реально полагает, что Вашингтон будет всячески содействовать прогрессу в рамках переговоров в Астане? Надо четко отдавать себе отчет в том, что никакого эффективного сотрудничества с США на сирийском направлении, помимо предупреждения кризисных ситуаций в воздухе и на земле в рамках предотвращения инцидентов, не будет. А это означает самостоятельное решение многих вопросов, и тема уничтожения инфраструктуры «Джебхат ан-Нусры» один из них. Если «партнеры» не хотят активничать на этом направлении, надо их к этому вынужденно стимулировать. И сделать это можно только путем самостоятельных наступательных и поступательных действий. Это не даст им возможности подморозить ситуацию в Сирии и трансформировать ее по своим лекалам. Они должны все время догонять Россию, а это требует инициативности. Разумной разумеется.