- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О Вооруженных силах ОАЭ. Часть 3

Военно-морские силы

Значительная часть истории, традиций и жизненного уклада населения ОАЭ связаны с морем. Действительно, шесть из семи эмиратов имеют выход к морю, либо расположены на побережье Персидского и Оманского заливов Индийского океана. Единственный, не морской эмират – Аль-Эйн, вотчина клана Аль-Нахайян, правителей ОАЭ, тоже связан с морем через соседний Абу-Даби. Что же касается прочих, особенно Дубая, Рас-эль-Хайма и Фуджейры, то рыболовство, сбор жемчуга и пиратство издавна были основными занятиями их населения. Об этом свидетельствовали еще португальцы, первыми из европейцев основавшие свои форпосты в районе Ормуза. Последнее получило такой размах, что в начале 19-го века, британская Ост-Индская компания была вынуждена просить королевский флот помочь навести порядок на морских путях из Ормуза в Индию, что вылилось в несколько карательных экспедиций, закончившихся полным разгромом Рас-эль-Хайма, сожженного буквально дотла. Не стали церемонится британцы в соседних Фуджейре и Аджмане. Уцелевшие пираты по большей части переквалифицировались в контрабандистов, прекрасно и по сей день чувствующих себя в прибрежных водах ОАЭ и Омана, чей анклав, по британскому капризу, врезан в их территорию. Шелка и пряности сменились на дизельное топливо и дорогостоящую электронику, высоко акцизные товары, в остальном все осталось тем же, даже техника мореплавания и кораблестроения практически не изменились.

С момента создания федерации, в 1971 году и до начала 1980-х гг. защиту морских рубежей ОАЭ и их экономической зоны осуществляли корабли стран НАТО, США и Великобритании, прежде всего, которые подобно стационерам ХХ века, регулярно навещали Персидский залив. Обстановка изменилась, когда воевавшие тогда друг с другом, Ирак и Иран, начали «войну танкеров», развязав воздушную и морскую охоту за нефтеналивными судами и принялись ставить минные поля. Часть потерянных мин, несколько сбившихся с курса ракет, оказались на побережье ОАЭ, международные силы, занятые конвойными и минно-тральными операциями оказались малочисленными, кроме того, им самим несколько раз досталось, как американскому фрегату УРО «Старк», чуть было, по ошибке, не потопленному иракцами. После этого руководству страны стало ясно, что в деле охраны своих территориальных вод и нефтепромыслов, а львиная их доля расположена на шельфе и многочисленных песчаных островках-отмелях у побережья эмирата Абу-Даби, рассчитывать лучше на самих себя.

Гидрология Персидского залива и зоны Ормузского пролива, наличие множества узостей, отмелей, рифов и островов, малые глубины и характер вероятных угроз определили характер корабельного состава ВМС ОАЭ. Их основу составляют небольшие патрульные корабли и катера, минно-тральные силы. В их числе: два патрульных судна класса «Абу-Даби», шесть судов класса «Байнуна», легких корветов проекта CMN 70, два небольших фрегата, постройки немецкой фирмы «Люрссен» (известного производителя ракетных катеров и тральщиков, некогда строившего знаменитые «шнелльботы» Кригсмарине). Имеется также несколько патрульных и ракетных катеров старых проектов, тральщики, два десантных судна проекта L-41, несколько десантных катеров и самоходных барж.

Береговая охрана насчитывает 45 патрульных катеров и судов различных размеров, часть из них – местной постройки и самое крупное имеет порядка 30 метров в длину. Они заняты решением задач по соблюдению таможенного режима и патрулированием в экономической зоне ОАЭ, наблюдая за рыболовством и судоходством, главным образом, у районов нефтепромыслов.

Численность личного состава ВМС – 2 000 человек, основные ВМБ – «Джебель Али» и «Порт-Рашид» в Дубае, «Порт Зайед» в Абу-Даби и ВМБ «Маджира» в Фуджейре – единственном порту эмиратов, расположенном на берегу Индийского океана.

Базы «Джебель Али» и «Порт-Рашид» регулярно посещают корабли из состава сил международной коалиции, действующие в рамках операции «Непреклонная решимость», имеющиеся там причальные и доковые возможности позволяют обеспечивать их временное базирование и, при необходимости, текущий и средний доковый ремонт.

События в Йемене и открытие ОАЭ военно-морской базы в Красном море поставили на повестку дня задачу наращивания потенциала ВМС страны. Очевидно, что имеющихся сил и средств недостаточно для операций на заморских ТВД, а эпизод с ракетной атакой хоуситами корабля-катамарана ВМС ОАЭ у побережья Йемена продемонстрировал отсутствие у последних как защитных, так и наступательных возможностей. Собственно, и саудовские ВМС проявили себя в Йемене с самой худшей стороны, что позволяет сделать вывод: не будь в Персидском заливе представлены ВМС США, Иран, придись ему воевать с арабскими соседями, в считанные часы установит контроль над Персидским заливом и зоной Ормуза.

Данные обстоятельства диктуют необходимость усиления ВМС ОАЭ, в первую очередь за счет заказа новых фрегатов УРО, не менее 3-5 единиц, возможно, 1-2 подводных лодок. В СМИ сообщается об интересе, проявленном ОАЭ к дальноходным телеуправляемым немецким торпедам, к российским десантным кораблям на воздушной подушке класса «Зубр», к вооружению морской пехоты и противолодочным вертолетам.

При этом, по нашей оценке, не стоит ожидать усиления амфибийно-десантной составляющей ВМС ОАЭ в интересах военного решения проблемы спорных островов Абу-Муса, Большого и Малого Томбов, оккупируемых, по мнению ОАЭ, с начала 1970-х гг. Ираном. ВМС Ирана и ВМС КСИР этой страны вполне способны составить в Заливе серьезную конкуренцию самим ВМС США и, разумеется, не допустят никаких действий ОАЭ против этих островов. Кроме того, руководство федерации и эмиратов Шарджа и Рас-эль-Хайм, претендующих на суверенитет над островами, не раз заявляли о намерении разрешить этот спор путем переговоров.

Другое дело, необходимость переброски подкреплений и запасов материальных средств в тот же Бахрейн, например, или в Катар, или в Оман, на базы в Адене и в Ассэбе (Эритрея) требует современных и вместительных транспортных и десантных кораблей. И желательно скоростных. Так же, как и охрана коммуникаций и зоны Ормуза и Баб-эль-Мандеба, попавшего под контроль ОАЭ, потребует новых кораблей с большим радиусом действия и оснащенных разнообразным вооружением, как ударным, так и оборонительным.

Развитие ВМС будет тормозиться, главным образом, из-за нехватки кадров, что также актуализирует возможность рассмотрения вопроса о контрактной службе иностранцев. Так или иначе, военно-морские силы ОАЭ в ближайшее время ожидают значительные количественные и качественные изменения, возможно, самые существенные с момента их создания.