- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: ноябрь 2017 г.

Ситуация в Ливане в ноябре 2017 года характеризовалась резким обострением политической обстановки, связанным с неожиданной отставкой премьер-министра Саада Харири, поставившей страну на грань правительственного кризиса. Интрига с отставкой С.Харири усугублялась тем, что свое заявление об уходе поста он сделал в Эр-Рияде, что заставило предположить мощное саудовское давление на ливанского премьера. Ноябрьский кризис позволяет сделать вывод о том, что Ливан продолжает быть ареной геополитического противоборства Ирана и Саудовской Аравии, а о какой-то стабильности политической системы говорить, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе не приходится.

Для лучшего понимания движущих факторов ливанского кризиса целесообразно привести хронологию событий.  3 ноября прошли переговоры Саада Харири с прибывшим в Бейрут советником верховного лидера Ирана А.Хаменеи по внешней политике Али Акбаром Велаяти. А.А.Велаяти отметил, что Иран «защищает стабильность Ливана и его правительства и приветствует его независимость». Беседа проходила в конструктивной обстановке и премьер-министр Ливана при этом ни разу не обвинил ИРИ во вмешательстве во внутренние дела своей страны.

4 ноября стало известно об отставке премьер-министра Ливана Саада Харири. Объявление премьером Ливана о прекращении своих полномочий стало тем большей неожиданностью, что оно состоялось в Эр-Рияде, где С.Харири находился с неофициальным визитом.  Саад Харири объяснил свое решение уйти в отставку серьезными опасениями за свою жизнь в связи с имеющейся у него информацией о готовящемся покушении, а также нежеланием быть в альянсе с теми ливанскими силами, которые помогли Ирану установить контроль над его страной. «Там, где присутствует Иран, он сеет раскол и разрушение. Доказательством является его вмешательство в дела арабских стран, его глубокая ненависть к арабской нации», — заявил С.Харири. «Иран приобрел контроль над судьбами стран региона, а «Хизбалла» является рукой Ирана не только в Ливане, но и в регионе в целом», — добавил экс-премьер. Харири констатировал: «К сожалению, я понял, что соотечественники, идущие рука об руку с Ираном, пытаются вырвать Ливан из арабской уммы. «Хизбалла» благодаря своему оружию навязывает стране свое видение ситуации». По мнению Харири, «Иран и его приспешники потерпят поражение». Далее Саад Харири пообещал и уйдя в отставку работать над созданием атмосферы политического единства в Ливане и  дистанцирования страны от региональных конфликтов. Лидер движения «Мустакбаль» посетовал на то, что многие ливанские политики следуют своим эгоистическим интересам в ущерб общенациональным.

Отставка Саада Харири вызвала оживленную реакцию в политических кругах Ливана. Лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла охарактеризовал этот поступок как проявление «саудовского безумия». «То, что произошло – это саудовское безумие, и мы будем ждать еще несколько дней, чтобы это оценить», — сказал Насралла. Он отметил, что «война (с Израилем – прим. авт.) не является неизбежной, но если она будет, то это будет последняя и решающая война». С критикой решения Харири выступил лидер Прогрессивно-социалистической партии Ливана Валид Джумблат. Он констатировал: «Какими бы ни были трудности, политик обязан приносить свои амбиции в жертву стабильности, диалогу и национальному консенсусу. Ливан является слишком маленьким и слабым, чтобы выдержать экономические и политические последствия этой отставки». Бывший премьер-министр Ливана Наджиб Микати отметил, что «кризис пройдет, а Ливан усилит свое единство и укрепит свой арабский характер». Он также призвал к единству суннитов Ливана на новой основе. Это можно понять, учитывая, что Микати является одним из наиболее уважаемых суннитских политиков и может рассчитывать на пост премьер-министра после Харири. Министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль отметил, что отставка премьера стала неприятной неожиданностью в тот момент, когда «правительство находится в своем апогее». «В тот момент, когда «Исламское государство» терпит поражение, кто-то хочет повернуть ситуацию вспять», — сказал шеф ливанской дипломатии. Он выразил надежду на то, что «Ливан сможет преодолеть стоящие перед ним политические проблемы». Представитель «Ливанских сил» Антуан Захра отметил, что считает поступок Саада Харири нормальным шагом, так как этот лидер решил дистанцироваться от войны двух блоков (иранского и саудовского), раздирающей Ливан. «Следующим шагом будет, наверное, отставка наших министров в кабинете», — сказал А.Захра. Другой христианский политик Бутрос Харб назвал отставку Саада Харири «неожиданной по времени и месту, где она была объявлена».

Ливанская журналистка Скарлетт Хаддад, пишущая для газеты Orient le Jour, привела убедительную версию отставки С.Харири. По ее словам, архитектором операции по отставке С.Харири стал министр Саудовской Аравии по делам ССАГПЗ Тамер ас-Сабхан. В 2017 году он несколько раз посетил Ливан, где встречался с лидерами движения «Мустакбаль» и партии «Ливанские силы» на предмет ликвидации или уменьшения влияния «Хизбаллы» в политической жизни Ливана. 31 октября в своем блоге в Твиттере Т.Сабхан сделал резкие выпады в сторону «Хизбаллы», охарактеризовав ее как «партию Шайтана» и упомянул о том, что «в ближайшем будущем Ливан ждут интересные, неожиданные события».  При этом партия «Ливанские силы» и ее лидер Самир Джаджаа, побывавший в октябре с.г. в Саудовской Аравии, еще до кризиса стали критиковать действия президента страны Мишеля Ауна и анонсировали выход своих министров из правительства Ливана». Объявление Саада Харири о своей отставке было сделано под давлением саудовского руководства. При этом ему как саудовскому гражданину пригрозили арестом в рамках проводившейся в королевстве антикорррупционной кампании. Планом Т.ас-Сабхана предусматривался правительственный кризис в Ливане с «народными выступлениями» против движения «Хизбалла» в Бейруте и Триполи. После этого планировалось создание нового правительства во главе с братом С.Харири Бахой Харири, в котом ключевые посты должны были занять сторонники Ашрафа Рифи и представители «Ливанских сил». Эти политики должны были поставить вопрос о выводе вооруженных формирований «Хизбаллы» из Сирии и создать вокруг движения атмосферу политического бойкота. Однако события пошли по совсем другому сценарию.

Саад Харири после слухов о его аресте в Эр-Рияде стал восприниматься как национальный герой, чуть ли не страстотерпец за ливанскую независимость. Весь Бейрут завешен плакатами с портретом премьер-министра и надписью «Кульна Саад» («Мы все – Саад»). 6 ноября президент Ливана Мишель Аун вызвал временного поверенного Саудовской Аравии в делах в Ливане для объяснений по поводу пребывания ливанского премьера в КСА. Согласно ливанской конституции, отставка главы правительства не считается законной пока ее не принял лично президент.  9 ноября министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль потребовал возвращения Саада Харири в Бейрут. Шеф ливанской дипломатии, в частности, отметил: «Мы заплатили высокую цену за выборы президента и премьер-министра, представляющих нашу страну. Мы выбираем наших представителей и мы одни решаем, убирать их в отставку или нет». 10 ноября лидер ПСП Валид Джумблат заявил о том, что настало время Сааду Харири вернуться в Ливан: «После недели домашнего ареста или добровольного сидения в Саудовской Аравии для шейха Саада Харири настало время вернуться домой, чтобы завершить работу по стабилизации и реконструкции страны. Кроме того, ему нет альтернативы».

10 ноября на телеканале «Аль-Манар» состоялось выступление лидера движения «Хизбалла» Хасана Насраллы. В нем он обвинил Саудовскую Аравию в том, что Эр-Рияд «натравливает одних ливанцев на других, а также подстрекает Израиль к нападению на Ливан». При этом генеральный секретарь «Хизбаллы» опроверг сообщения саудовских СМИ о том, что его партия принимает участие в войне в Йемене на стороне хоуситов. Он также отметил, что в связи с разгромом «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) добровольцы «Хизбаллы» будут выведены из Ирака. 11 ноября президент Ливана Мишель Аун объявил о намерении направить в Совет Безопасности ОООН запрос в связи с незаконным задержанием в КСА Саада Харири. 12 ноября президент М.Аун официально заявил, что не верит в добровольность отставки С.Харири, так как « все, что он говорит из Саудовской Аравии, вызывает подозрения». Из крупных политиков Ливана решение Харири об отставке поддержал только лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа. 11 ноября он заявил, что ключом для решения проблемы является отказ «Хизбаллы» от участия в военных конфликтах в регионе Ближнего Востока.

Патовая ситуация с «заложничеством» Саада Харири в Саудовской Аравии разрешилась благодаря посредничеству президента Франции Эмманюэля Макрона. 15 ноября состоялись переговоры президента Франции с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом. Э.Макрон совершил остановку в Эр-Рияде по пути в Абу-Даби. Французский лидер призвал Мухаммеда бен Сальмана, чтобы «все стороны, имеющие влияние на ливанскую политику, не обостряли ситуацию, а, наоборот, способствовали ее нормализации». Он также официально пригласил Саада Харири посетить Францию. При этом Э.Макрон уточнил, что речь не идет о предоставлении политического убежища. 16 ноября министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, побывавший в Эр-Рияде и проводивший переговоры с саудовским руководством, проинформировал журналистов о том, что  Саад Харири принял приглашение французского президента и Мухаммед бен Сальман проинформирован об этом. В тот же день министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил о том, что Харири «волен покинуть королевство, когда ему захочется».

18 ноября С.Харири прибыл в Париж, где, по словам Надера Харири провел «великолепную, конструктивную и плодотворную встречу с президентом Макроном». 22 ноября С.Харири прибыл в Бейрут, где принял участие в церемониях по случаю празднования Дня независимости Ливана. По итогам встречи с президентом Мишелем Ауном Харири объявил о том, что готов отложить свою отставку. «Наша возлюбленная родина нуждается в исключительных усилиях для того, чтобы защитить ее от рисков и вызовов», — отметил премьер-министр. При этом 23 ноября С.Харири объявил о том, что по итогам разговора с М.Ауном он решил отложить свою отставку. «Я обсуждал мою отставку с президентом республики, который попросил меня подождать до проведения новых консультаций», — отметил С.Харири.

Таким образом, саудовская комбинация по провоцированию политического кризиса в Ливане не удалась. Представляется, что это объясняется двумя причинами. Во-первых, противодействием со стороны Евросоюза. Европейские элиты считают Саада Харири своим человеком и любые посягательства на его статус и политическое положение вызывает в Европе однозначно негативное отношение. Кстати, миссия Макрона проходила при молчаливом одобрении американской администрации Дональда Трампа. Во-вторых, уже по возвращении в Ливан были достигнуты закулисные договоренности между С.Харири и движением «Хизбалла», существенно сгладившие противоречия между ними. Между движением «Хизбалла» и Саадом Харири была достигнута закулисная сделка, предусматривающая смягчение антисаудовской позиции «Хизбаллы». Во-первых, прекращается информационная война между телекомпанией «Аль-Манар», принадлежащей «Хизбалле», и телекомпанией «Мустакбаль» (Future TV). Телевидение С.Харири прекращает вести информационные кампании за разоружение отрядов «Хизбаллы», обвинять движение в причастности к убийству Рафика Харири в 2005 году и т.д. В свою очередь телевидение «Хизбаллы» прекращает обвинения С.Харири в коррупции и службе саудовским интересам. Во-вторых, движение «Хизбалла» в ближайшее время объявляет о выводе своих вооруженных формирований из Сирии. Конечно, какое-то количество бойцов «Хизбаллы» останется в САР в качестве инструкторов проасадовских милиций. В ряде стратегических пунктов также будет продолжаться присутствие «Хизбаллы». Однако основной контингент будет выведен. Это важно для того, чтобы подчеркнуть приверженность Ливана Декларации Баабды 2012 года о невмешательстве в сирийский конфликт. В-третьих, вне зависимости от результатов парламентских выборов, которые пройдут весной будущего года, «Хизбалла» не пошлет своих представителей в правительство. Этот пункт нужен для того, чтобы умиротворить Эр-Рияд. В настоящее время движение «Хизбалла» имеет в правительстве два министерских портфеля: министра спорта и министра промышленности. По большому счету они ничего не решают. В любом случае движение может эффективно блокировать невыгодные ему решения с помощью своих союзников: министров от движения «Амаль» и министров от СПД Мишеля Ауна. Время покажет, настолько долгосрочной будет с трудом восстановленная в Ливане стабильность.