- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Планы Алжира стать сельхозэкспортером: достижения и проблемы

Кризисные реалии последних лет вынуждают алжирское руководство, испытывающего все более заметные трудности с наполнением бюджета, искать дополнительные источники доходов.

Одним их них должен стать, как было заявлено руководством Министерства сельского хозяйства АНДР на состоявшейся в конце декабря текущего года 26-й выставке «отечественного производства», экспорт сельскохозяйственной продукции, что означает в среднесрочной перспективе практически полный отказ от иностранных закупок товаров.

В том случае, если Алжиру удастся реализовать это намерение, Россия лишится одного из крупнейших закупщиков ее зерна. В связи с этим алжирские аграрные планы заслуживают особого внимания.

Заявляя об этом, в Министерстве сельского хозяйства АНДР отмечают устойчивый тренд к увеличению потребления в мире пищевой продукции, происходящего параллельно увеличению роста ее стоимости.

По мнению алжирского руководства, данная тенденция сохранится на неопределенное время в том числе в связи с дальнейшим увеличением численности населения земного шара и уменьшением площадей плодородных земель в мире.

Исходя из этого, оно предлагает увеличить инвестиции в алжирскую аграрную отрасль, указывая на то, что климат страны в сочетании с плодородными почвами (преимущественно в северных прибрежных районах) позволяет рассчитывать на достижение серьезных результатов в данной сфере.

В частности, указывается, что АНДР располагает серьезными потенциальными возможностями для наращивания экспорта фруктов (особенно цитрусовых), фиников, а также овощей (включая картофель), оливкового масла и др.

Говоря о своих планах, руководства Министерства сельского хозяйства Алжира особенно отмечает, что оно уже создало базу для дальнейшего товарного развития своей отрасли.

Так, например, если в начале 1990-х гг. она обеспечивала лишь около трети соответствующих потребностей страны, то теперь оно уже рапортует, что благодаря проведенным на протяжении последних двух десятилетий реформ производимая в АНДР пищевая продукция позволяет покрывать свыше 70 процентов потребностей.

 

В частности, по данным Министерства сельского хозяйства страны, в результате производство зерновых выросло в год с 9.3 млн центнеров в 2000 году до 34.3 млн центнеров в 2016 году (рост на 268 процентов), причем твердых сортов пшеницы – на 298 процентов; томатов и картофеля – почти вчетверо – с 37.78 до 143.33 и с 12.07 до 47.8 млн центнеров соответственно; фиников – на 182 процента (с 3.6 до 10.2 млн центнеров); говядины и баранины – с 2.5 млн до 5.3 млн центнеров (рост на 114 процентов), тогда как мяса птицы с 1.9 до 5.1 млн центнеров; молока с 1.5 млн литров до 3.5 млн литров (рост на 127 процентов).

Руководство алжирской аграрной отрасли также рапортует о заметном росте производства и по другим наименованиям продукции за указанный период: табака (на 38 процентов), винограда (на 180 процентов), яиц (на 231 процент), сушеных овощей и фруктов (на 241 процент), лука (на 383 процента).

При этом по некоторым видам по данным алжирской статистики вообще наблюдается взрывной рост – например, по овсу за период 2000 – 2016 гг. он составил 783 процента, различных животных кормов и пищевых добавок – 987 процентов.

В целом же по данным алжирского Министерства сельского хозяйства общий рост стоимости продукции сельского хозяйства составил почти 30 млрд долларов в 2016 году по сравнению с 5 млрд долларов в 2000 году, причем вклад сельского хозяйства в ВВП страны увеличился за указанный период с 8 до 12 процентов.

Всего в аграрной отрасли страны по его информации занято более 1.24 млн постоянных работников, число которых постоянно увеличивается за счет поступления на работу молодежи, представители которой создали 22253 успешных «микропредприятий» в сегменте поддержки фермерских хозяйств.

Наличие таких кадров позволяет руководству алжирского Министерства сельского хозяйства рассчитывать на успешное выполнение намеченных амбициозных планов, согласно которым к 2025 – 30 гг. эта отрасль в среднем должна нарастить производство в полтора раза.

Кроме того, оно указывает и на наличие другого имеющегося в его распоряжении важного ресурса – резерва неиспользованных земель, которые должны быть введены в эксплуатацию к заявленному сроку в том числе за счет расширения площадей орошаемых земель, технической модернизации и др.

Между тем, говоря об этих достижениях, необходимо заметить, что, несмотря на это, серьезного роста алжирского сельскохозяйственного экспорта так и не произошло. Прежде всего – из-за роста населения страны, в среднем прибавляющего в год по миллиону человек.

Кроме того, в ряде случаев руководство Министерства сельского хозяйства АНДР занимается подгонкой фактов.

Например, это наблюдается по показателям производства молочной продукции – в заявленные алжирские достижения включены данные по сухому молоку, произведенному из заграничных компонентов.

С другой стороны, возникают сомнения, что власти АНДР смогут успешно реализовать поставленные задачи ввиду стоящих на их пути существенных трудностей.

Во-первых, особенности алжирского климата демонстрируют, что в последние годы осадки выпадают крайне неравномерно на фоне участившихся засух, и нехватка воды для орошения уже имеющихся посевных площадей заметно снижает показатели сельского хозяйства, не говоря уже о вводе в эксплуатацию новых земель.

Во-вторых, в результате активного использования полей происходит быстрое истощение и засоление почв, причем их восстановление явно не поспевает за процессом их деградации.

В-третьих, продолжающееся заметное снижение курса алжирского динара грозит сорвать заявленную Министерством сельского хозяйства страны механизацию: поскольку собственная современная агротехника у АНДР отсутствует, ее приходится закупать за рубежом.

В-четвертых, необходимо отметить высокую стоимость производимых в Алжире продуктов, препятствующей их успешной конкуренции на мировом рынке.

Это объясняется не только его отставанием по использованию аграрных технологий, но и общей чрезмерной забюрократизированности страны, что тесно связано с высоким уровнем коррупции.

Таким образом, заявленные алжирскими чиновниками сельскохозяйственные достижения представляются во многом сомнительными и, главное, они практически никак не способствуют улучшению жизни простого населения, которое, сталкиваясь с запретительными мерами властей на ввоз иностранных продуктов, вынуждено платить все дороже за национальную продукцию, наличие которой является таким предметом гордости для представителей правящего руководства страны.