- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах Турции создать военную базу в Судане

24 декабря 2017 г. началось африканское турне президента Турции Реджепа Тайипa Эрдогана, в рамках которого он посетил Судан, Чад и Тунис. На второй день официального визита в Судан Р.Т.Эрдоган посетил остров Суакин в акватории Красного моря, который до XIX принадлежал Османскому государству. Он подчеркнул, что обратился с просьбой к президенту Судана Омару аль-Баширу передать Турции работы по восстановлению исторических объектов на острове и получил положительный ответ. Принадлежащий Судану остров Суакин был передан Турции в аренду сроком на 99 лет, что можно считать большим достижением Эрдогана[i] [1].

25 декабря 2017 г. суданские депутаты призвали Турции построить военную базу в Судане. В частности, вице-председатель партии «Реформы», депутат Хасан Осман Разак предложил построить турецкую военную базу возле Порт-Судана[ii] [2]. После визита Р.Т.Эрдогана в Судан ряд СМИ сообщили о согласии Турции построить военно-морскую базу в Судане, хотя Анкара утверждает, что намерена лишь восстановить памятники наследия Османской империи на суданском побережье. Тем не менее Турция может быть заинтересована в строительстве военно-морской базы в Судане на побережье Красного моря. Для такого решения есть несколько причин.

1.Неоосманская политика Турции – Остров Суакин ранее более 300 лет (1517-1882 гг.) входил в состав Османской империи и имеет историческое значение для Турции. Турция в последние годы проводит неоосманскую политику, одним из компонентов, которой стало установление военного присутствия на тех территориях, которые ранее входили в состав Османской империи. Турция в рамках этой политики уже установила свое военное присутствие в Сомали и в Катаре[iii] [3]. Все это было сделано легально, после соответствующих соглашений с этими странами. Вместе с этим Турция установила свое военное присутствие в соседних Сирии и в Ираке, однако она на сей раз это сделала согласия этих стран. Кроме того, в 2017 г. СМИ сообщили, что Турция намерена построить военную базу в Кувейте[iv] [4]. Турция также предлагала Саудовской Аравии построить военную базу в королевстве, однако получила отказ[v] [5]. По замыслу Анкары, эти военные базы должны стать индикаторами турецкой мощи и влияния, доказательством того, что Турция — региональная сверхдержава.

2.Стратегическая важность Красного моря – Создание военно-морской базы Турции в Судане имеет важное значение для Турции с военно-политической точки зрения. После создания военно-морской базы Турция станет одним из тех государств, которые непосредственно регулируют механизмы системы безопасности в регионе Красного моря, и она будет это сделать вне рамок НАТО. Сложно переоценить роль Красного моря для мировой морской торговли. В регионе находится Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря и является одним из важнейших и наиболее загруженных водных артерий мира (по проливу ежегодно транзитом проходит до 22 000 торговых судов, осуществляется 14% ($ 1.8 трлн) мировой торговли). Кроме того, в регионе находится Суэцкий канал по которому ежегодно проходит около 20 000 судов. Военная база Турции в Красном море позволит контролировать этот стратегический важный регион.

3.Рычаг воздействия на Египет – Военно-морская база Турции на в Судане может стать дополнительным рычагом воздействия Турции на Египет. Кроме того, что база будет контролировать подходы к Суэцкому каналу она будет находиться недалеко от «Треугольника Халаиба» спорного район [6]а площадью 20580 кв. км на границе Египта [7] и Судана [8]. Эта территория на протяжении почти всей второй половины XX века контролировался Суданом, а в настоящее время находится под контролем Египта. На территории «треугольника» расположен египетский национальный парк [9], обнаружены запасы нефти. Турция намекает, что может поддержать Судан в этом конфликте. Ранее в 2009 г. Турция осуществляла посредничество между Египтом и Суданом в рамках территориального спора. Поэтому не случайно, что план Турции создать военную базу в Судане обеспокоил соседний Египет. Египетская газета «Аль-Ватан», квалифицировали соглашение об острове Суакин подписанного между Турцией и Суданом как угрозу для Египта и отметила, что Анкара занята поиском «османских дней» и, что такой шаг Турции угрожает национальным интересам и национальной безопасности Египта[vi] [10].

4.Фактор близости Меккы — Мекка — священный город мусульман, находится приблизительно в 80 километрах от побережья Красного моря. По сообщению турецкой прессы, турецкие паломники во время хаджа могут использовать остров Суакин для поездки в Мекку (этот вариант будет дешевле)[vii] [11]. Но это не все. Теперь Турция в военном плане приближается к Мекке, которая имеет огромное значение для Р.Т.Эрдогана, который хочет, чтобы его считали лидером исламского мира. Мы не исключаем, что в будущем Р.Т.Эрдоган буден настаивать на особом, международном статусе Мекки, а также и Медины, чтобы они стали «своего рода Ватиканом». Об этом турецкий президент уже косвенно намекал. В середине декабря 2017 г. Эрдоган в ходе своего выступления в Стамбуле заявил, что потеря Иерусалима приведёт к потере Медины и Мекки. «Если мусульманский мир потеряет Иерусалим, то не сможет защитить Медину. А если мы потеряем Медину, то потеряем Мекку и Каабу»[viii] [12]. Кстати, после решения президента США Дональда Трампа о Иерусалиме, провластные СМИ (газеты Sabah [13], Daily Sabah [14], Yeni Şafak, Yeni Akit [15]) Турции начали нападки на Саудовскую Аравию[ix] [16].

5.Рычаг воздействия на Саудовскую Аравию – Военно-морская база Турции в Судане может стать дополнительным рычагом воздействия Турции  на Саудовскую Аравию, которая как и Египет являются основными конкурентами Турции за лидерство в суннитском мире. Надо отметить, что военно-морская база Турции  в Судане поможет обеспечить безопасность не только Красного моря, но и побережья Аравийского полуострова (в период османского правления безопасность Хиджаза обеспечивались с острова Суакин). Турецкий Журналист Илкер Акгюнгор недавно написал, что Турция создала стратегическую треугольник в заливе Басра (Катар), в Индийском океане (Сомали) и в Красном море (Судан)[x] [17], что по нашему мнению, означает, что Турция попросту начала окружать Аравийский полуостров и этот процесс завершиться после появления военных баз Турции не только в Судане, но и в Кувейте. В последнее время ухудшились отношения между Турцией и Саудовской Аравии, так как в кризисе вокруг Катара Анкара и Эр-Рияд оказались в противоположных лагерях. К этому добавим противостояние в Сирии, где протурецкие группировки воюют с просаудовскими. И не удивительно, что визит Эрдогана в Судан и его результаты вызывали озабоченность в Саудовской Аравии. Пресс-секретарь посольства Судана в Эр-Рияде Ахмед Ибрагим аль-Мутаза поспешил заявить, что соглашение между Суданом и Турцией по восстановлению исторического порта Суакин не угрожает безопасности арабских стран, и что турецко-суданское соглашение никак не затрагивает тему территориальных разногласий между Египтом и Суданом по «треугольнику Халаиба». «Суакин принадлежит Судану, а не какой-либо другой стране», — особо отметил дипломат[xi] [18]. По всей вероятности, не случайно, что после визита Р.Т.Эрдогана в Судан премьер-министр Турции Бинали Йылдырым поспешил в Эр-Рияд, где встретился с королем Саудовской Аравии Сальманом и наследным принцем, министром обороны Мухаммедом бен Салбманом и обсудил двусторонние отношения, вопросы региональной и международной повестки дня[xii] [19].

6.Сдерживание военно-морских амбиций Ирана В феврале 2011 г. иранские военные корабли впервые за 30 лет вошли в Суэцкий [20] канал для перехода из Красного в Средиземное море[xiii] [21]. ВМС Ирана ранее использовали порты Судана, однако позже Хартум закрыл суданские порты для ВМС ИРИ (последний раз иранские корабли официально были в Порт-Судане в 2014 г. Сейчас Судан все больше склонялся к Саудовской Аравии). В ноябре 2016 г. глава Генштаба ВС ИРИ, генерал Хоссейн Бакири заявил, что в Сирии и Йемене могут появиться базы ВМС Ирана. По словам Бакири, иранский флот должен иметь постоянное место базирования не только в Аравийском море, но и в Индийском океане. «Нам необходимо создать военные базы в далеких от Ирана регионах. Это могут быть берега Йемена и Сирии, острова или же плавучие базы», — сказал генерал, заметив, что данный шаг Тегерана, будет носить скорее сдерживающий характер. «Полагаю, что военные базы в далеких регионах намного более эффективны, нежели ядерные технологии», — сказал Бакири[xiv] [22]. Создав базу в Судане, Турция установит свой контроль над Красным морем в противовес Ирану и будет сдерживать его военно-морские амбиции в регионе. Турецкая военная база в Судане станет клином между возможными военными базами Ирана в Сирии и в Йемене, через которые пойдет оружия для ливанской  «Хизбаллы» и и йеменским хоуситам. Турция попросту не хочет отставать от Ирана в плане создания военно-морских баз в регионе и даже копирует соответствующую иранскую стратегию. Несмотря на то, что Иран и Турция стали тесно сотрудничать для решения региональных вопросов (Сирия, Иракский Курдистан), тем не менее две страны остаются соперниками за лидерство в регионе и в исламском мире.

[i] [23] Cumhurbaşkanı Erdoğan’dan Sevakin Adası çağrısı, En Son Haber [24], 26.12.2017

[ii] [25] Sudanlı vekillerden Türkiye’ye ‘askerî üs’ çağrısı, Türkiye, 25.12.2017

[iii] [26] Габриелян Айк [27], Турция усиливает военное присутствие за рубежом, Институт Ближнего Востока, 07.03.2017

[iv] [28] Габриелян Айк [27], О турецко-кувейтских отношениях, Институт Ближнего Востока, 17.05.2017

[v] [29] Suudi Arabistan, Türkiye’nin askeri üs teklifini reddetti, Sputnik Türkiye [30], 18.06.2017

[vi] [31] Türkiye’nin Sevakin Adası hamlesi sonrası Mısır’ı korku sardı, Акşам, 28.12.2017

[vii] [32] Erdoğan Sudan’dan istemişti… Sevakin Adası neden önemli?, Hürriyet, 26.12.2017

[viii] [33] Erdoğan: Kudüs giderse İstanbul gider, Takvim [34], 15.12.2017

[ix] [35] Pinar Tremblay [36], Pro-Erdogan media targets Saudis after Trump’s Jerusalem decision, Al-Monitor, 22.12.2017

[x] [37] Ilker Akgüngor, Türk üçgeni!, Vatan, 27.12.2017

[xi] [38] Sudan’dan Sevakin Adası açıklaması: Korkmayın, Dünya Bülteni, 28.12.2017

[xii] [39] Başbakan Yıldırım Suudi Arabistan Kralı Selman ile görüştü [40], Sabah, 27.12.2017

[xiii] [41] Иранские военные корабли вошли в Суэцкий канал, РИА Новости, 22.02.2011

[xiv] [42] В Сирии и Йемене могут появиться базы ВМС Ирана, Anadolu Ajansı, 27.11.2016