- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: ноябрь 2017 г.

Как и в предыдущие годы, традиционно в ноябре достаточно много событий было связано с сахарскими провинциями Марокко – 6 ноября отмечалась очередная, 42-я годовщина «Зеленого марша», так называемого невооруженного похода в 1975 г. марокканцев в Западную Сахару.

В ставшем традиционным выступлении в тот день король Марокко Мухаммед VI заявил, что решение западносахарской проблемы невозможно «вне рамок полного и всеобъемлющего суверенитета Марокко над его Сахарой». При этом утверждалось о готовности Рабата присоединиться к инициативам генсека ООН Антониу Гуттериша и «сотрудничать с его личным представителем» по Западной Сахаре, бывшим президентом Германии Хорстом Кехлером. Монарх ранее заявил о «категорическом отказе» Рабата на «любую попытку нанести ущерб законным правам Марокко».

Как известно, при Мухаммеде VI Марокко выступает за решение западносахарской проблемы путем предоставления сахарским провинциям автономии под его суверенитетом, сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО добивается проведения под эгидой ООН референдума о независимости.

В настоящее время за марокканской оборонительной стеной, построенной в 80-х годах прошлого столетия, находится примерно 80% территории сахарских провинций, сепаратисты утверждают, что контролируют остальные 20%.

Сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО тут же осудил заявление короля Мухаммеда VI.

22 ноября Х.Кехлер заявил, что получил соответствующие команды по итогам закрытого совещания Совбеза по западносахарской проблеме. От других комментариев он отказался.

25 ноября в Рабате было объявлено, что король Мухаммед VI примет участие в саммите Европейского союза и Африканского союза в Абиджане. До этого его присутствие было под вопросом из-за возможного присутствия на встрече представителя Фронта ПОЛИСАРИО. 26 ноября монарх прибыл в Абиджан.

3 ноября марокканская полиция объявила об аресте в Касабланке 6 человек, подозреваемых в причастности к перестрелке, происшедшей вечером предыдущего дня в одном из баров в Марракеше – туристической столице королевства. Ее итог – один человек погиб, двое получили ранения. Стрельбу открыли двое лиц в капюшонах. Погибший был убит выстрелом в голову, что говорит об определенных навыках стрелявших. Эту же версию подкрепляет то, что стрелявшие бросили как мопед, на котором они скрылись с места преступления, так и оружие убийства.

Первым делом полиция выдвинула версию «сведения счетов». Вопрос: между кем и кем? По данным Генеральной дирекции национальной безопасности (Direction generale de la surete nationale, служба общей контрразведки), следствие установило основного подозреваемого, уже находившегося в розыске по обвинению в «отмывании денег и международном трафике наркотиков».

26-летний погибший оказался студентом-медиком, сыном председателя суда города Бени-Меллаль, что в 200 км от Марракеша. По версии государственного телеканала 2М, стрелявшие хотели убить собственника бара, но ошиблись в идентификации цели.

Бандитские разборки крайне редки в Марокко, где у населения практически нет шансов так или иначе иметь огнестрельное оружие.

3 ноября в Рабате было объявлено о проведении 18 ноября первого в истории Марокко съезда представителей религиозных меньшинств. Соответствующее коммюнике издал «Марокканский комитет религиозных меньшинств», выступивший в роли организатора форума. Как сообщил агентству АФП глава движения «Тануир» Джавад аль-Хамиди, предполагалось участие во встрече политологов, правозащитников, исламистских проповедников, представителей религиозных меньшинств. К последним в марокканских реалиях относится меньше одного процента населения. Это – христиане, иудеи, бахаисты и шииты. Подавляющее большинство населения Марокко исповедует суннизм малекитского толка.

В марокканских реалиях христиане-иностранцы пользуются полной защитой со стороны марокканских властей, однако принявшие христианство марокканцы – считается, что таких насчитывается несколько тысяч – стараются не афишировать их религиозные предпочтения.

«Марокканский комитет религиозных меньшинств» был создан в июне с.г. Его учредителями выступили Д.аль-Хамиди, известный марокканский христианин Мустафа Сусси и представитель шиитского меньшинства Дрис Хани.

Марокканские СМИ сразу же задались вопросом – получен ли «зеленый свет» на проведение съезда от марокканских властей. Со своей стороны его организаторы заявили, что не нуждаются в каком-либо особом разрешении, поскольку действующее законодательство обязывало их только предупредить власти о готовящемся мероприятии.

Как бы там ни было, 18 ноября съезд состоялся. По его итогам участники форума призвали власти к тому, чтобы уточнить законодательство в части, касающейся религиозных меньшинств.

7 ноября европейская ракета-носитель «Вега», стартовавшая с космодрома Куру во Французской Гвиане, вывела на орбиту марокканский спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Мухаммед VI-А». Понятно, что под ДЗЗ подразумевается разведывательная функция космического аппарата (КА). Как скромно сообщила компания -оператор пуска Arianespace, этот КА предназначен, в частности, для «картографирования местности, слежения за сельскохозяйственной деятельностью, решения задач предупреждения естественных катастроф, слежения за изменениями окружающей среды». Спутник массой 1110 кг был создан консорциумом компаний Thales Alenia Space и Airbus. Работает на солнечно-синхронной орбите с высотой 694 км. Его разрешающая способность – 70 см. Он способен реагировать на изменения на Земле в течение 24 часов. Фактически он стал ответом на появление КА подобного класса у Алжира и является развитием французских разведывательных спутников «Плеяды».

Предполагается, что в системе будут работать два однотипных спутника. Запуск второго предполагается в 2018 году. Время активной работы на орбите каждого КА – 5 лет. Контракт стоимостью 500 млн евро был подписан без излишней огласки в 2013 году во время визита в Марокко Франсуа Олланда. Управление системой осуществляет Королевский центр космической теледетекции (CRTS).

7 ноября король Мухаммед VI предпринял мини-турне по странам Персидского залива, в ходе которого посетил ОАЭ и Катар. Оно проходило на фоне кризиса, связанного с разрывом в июне отношений между Саудовской Аравией и ее союзниками и Катаром. В этих условиях Рабат предпочел избрать позицию осторожного нейтралитета. В поездке монарха сопровождали, в частности, советник короля Фуад Али аль-Химма и министр иностранных дел Насер Бурита.

В ноябре новое развитие получили события, связанные с протестным движением жителей Рифа. 9 ноября марокканская Фемида приговорила двух активистов движения «Хирак» к 20 годам тюрьмы каждого по обвинению в «предумышленном поджоге» здания комиссариата полиции. Еще 4 человека получили сроки от одного до пяти лет тюрьмы.

28 ноября правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) предложила марокканским властям немедленно освободить десятки активистов движения «Хирак», охарактеризовав их как «узники совести». По данным МА, только с мая были арестованы «сотни» участников «мирных» манифестаций. Лидер движения Насер Зефзафи в течение 176 дней к тому времени находился в «изоляции» в тюрьме в Айн Себаа близ Касабланки. Он был арестован в конце мая.

16 ноября в Схирате прошел франко-марокканский экономический форум, в котором приняли участие премьер-министры двух стран Эдуар Филипп и Салахеддин аль-Османи. Как заявил первый из них, Париж готов превратить Марокко в платформу для дальнейшего французского экономического проникновения в Африку – «континент будущего».

В настоящее время в Марокко работают примерно 800 филиалов французских компаний. Французские инвестиции в экономику Марокко составляют одну треть от общего объема зарубежных вкладов.

19 ноября официально было объявлено, что по меньшей мере 15 человек погибли, 5 получили ранения в результате давки, возникшей при раздаче гуманитарной помощи в районе Эс-Сувейры – в населенном пункте Сиди Буаалам в 60 км к северо-востоку от названного выше населенного пункта. В коммюнике МВД страны не приводились обстоятельства, которые привели к трагедии. По данным СМИ, инцидент произошел из-за действий примерно 80 женщин, пришедших к месту раздачи помощи, которую ежегодно раздавал выходец из этой местности, проживающий в Касабланке .

26 ноября бывшему премьер-министру Марокко Абдельилле Бенкирану было отказано в претензиях на третий мандат во главе исламистской Партии справедливость и развитие (ПСР), формально находящейся при власти в этой стране. Соответствующее решение принял Национальный совет ПСР на чрезвычайной встрече. По ее итогам 63-летний А.Бенкиран сообщил, что «принял это решение».

А.Бенкиран возглавил ПСР в 2008 г. Три года спустя на волне «арабской весны» его партия выиграла парламентские выборы, и он был назначен премьер-министром. В 2016 г. ПСР вновь одержала победу, однако А.Бенкиран не смог сформировать правительственную коалицию, после чего премьером был назначен его однопартиец С.аль-Османи.

В ноябре стало известно и про оппонента исламистов Партию истинность и модернизм (ПИМ). Несмотря на ранее имевшие место проблемы, ее вновь возглавил Ильяс аль-Омари. В августе он ушел было в отставку на волне монаршьей немилости после того, как ПИМ не смогла канализировать взрыв народного гнева в Рифе.

В целом, как представляется, приняв комплекс мер по нейтрализации  движения «Хирак» на севере страны, марокканские власти сумели без особых потерь подавить его и не допустить роста протестных настроений до критической массы.