- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Итоги 2017 года для стран Ближнего Востока. Часть 4

Тунис: рост инфляции и налогового бремени

Страна, ставшая в 2010 г. печально знаменитой из-за событий т.н. «арабской весны», пожинает все сомнительные лавры первопроходца смены общественно-политической формации путем ее насильственногослома с исламистским оттенком. Бюджет на 2018 год был утвержден в размере 14.55 млрд долларов США и в нем постарались предусмотреть меры по сокращению дефицита.

Дефицит этот составил в ушедшем году 6% и, как ожидается, по факту исполнения бюджета, будет снижен в новом до 4.9%.  Темп экономического роста рассчитан в 3%, по сравнению с 2.3% в 2017 г. Новый бюджет продемонстрировал увеличение налогов на автомобильный транспорт, алкогольные напитки, телефонную связь и интернет, гостиницы.

Тунис увеличил таможенные пошлины на некоторые виды товаров: косметику, отдельные виды сельскохозяйственной продукции. Делается все возможное для сокращения торгового дефицита, составившего за десять месяцев 2017 г. 23.5% или 13.210 млрд долларов США в стоимостном выражении.

Долг страны достиг 69% от объема ВВП. Обменный курс национальной валюты достиг самых низких показателей за последнее десятилетие, упав до 2.51 динара за доллар США. Инфляция в 2017 оставила около 6.3%, то есть, продемонстрировала рекордное значение, начиная с 2014 года.

По данным Тунисского института статистических данных на ноябрь 2017 г., цены на продовольственные товары и напитки выросли на 8.7% по сравнению с тем же периодом, в 2016 году.

Местные эксперты полагают, что в 2018 году темп инфляции сохранит тенденцию к росту. Власти страны, Центральный банк, Министерство финансов и торговли знают об этой проблеме, но пока что, дело кроме призывов «вмешаться в эту ситуацию» с места не сдвигается, и потребительский рынок страны в новом году не ждет ничего хорошего.

То же самое можно сказать о всей экономике Туниса. Центральный банк увеличил процентную ставку с 4.75% до 5% еще в марте прошлого года, затем, еще на 0.5% в апреле, особого ограничительного эффекта на инфляцию это не оказало.

Причинами роста инфляции является общее снижение всех экономических маркеров, инвестиций, промышленного производства, объема туризма – всего, того, что самым чувствительным образом отреагировало на события «арабской весны». Кроме того, огромное влияние на экономику Туниса оказали драматические события в соседней Ливии. Бывший некогда своеобразной местной Швейцарией для множества ливийцев, державших свои средства в местных банках и просто приезжавших развеяться на выходные, нынешний Тунис может только с ностальгией вспоминать то время.

Внешний долг страны по данным МВФ с 2008 по 2011 гг. снизился на 20%, однако в 2018 году его рост ожидается до 22%. Вот так, всего за несколько месяцев обесцениваются результаты нескольких лет. Зато все желающие получают возможность пожечь костры на улицах и пошвырять камни в представителей власти.

Алжир – на пути к периоду нестабильности

В 2017 году эксперты Института Ближнего Востока уделяли Алжиру много внимания и подробно разбирали причины и подробности происходящих в этой стране процессов. Мы не будем вновь останавливаться на известных фактах, подчеркнем лишь основную тенденцию, которая, по нашему мнению, будет сохраняться и означать вероятность роста социально-экономических потрясений в АНДР.  Проблемы с передачей власти новой генерации политиков, рост протестных настроений на экономической и этнической почве, ситуация с ценами на нефть и газ, продолжающаяся рекордными темпами милитаризация, сложная ситуация на западных и юго-западных границах, попытки вмешательства в ливийский кризис на фоне многочисленных домашних проблем, не сулят ничего хорошего с точки зрения стабильности.

Вероятным сценарием может стать военный переворот и развитие ситуации гражданской войны, или конфликта в районе Западной Сахары. Оптимистичным вариантом может стать относительно спокойная передача власти и ее сохранение в пределах правящего клана и дальнейшие попытки купировать ухудшение социально-экономических процессов с стране, большинство из которых носят системный и закономерный характер. Отметим, что до настоящего времени, в алжирских проблемах не участвует внешний фактор. Однако таковой, может и появится. Как в лице экстремистских группировок, так и в лице зарубежных держав, имеющих в Алжире и рядом с ним свои интересы: Франции, Испании, Марокко.

Марокко: рост туризма и экономические перспективы

Соседняя с Алжиром монархия демонстрирует, насколько велико может быть влияние молодого и харизматичного лидера на экономику и политику страны.

В 2017 году Марокко впервые посетило столь рекордное количество туристов – 10 млн человек. Ни Ливия в лучшие годы, ни Алжир не могут похвастаться такими показателями. Тунису и Египту тоже остается лишь позавидовать этой североафриканской стране, имеющей по сравнению с ними со всеми, минимум достопримечательностей, однако, максимум умения и желания этим минимумом воспользоваться. В том числе, и наладив воздушное сообщение по многим направлениям и закупив современные воздушные суда.

Центральный банк королевства принял решение оставить процентную ставку без изменения: на уровне в 2.25%. Это означает прогнозируемость и стабильность для кредитных организаторов и инвесторов.

Уровень инфляции составил в 2017 году 0.6% по сравнению с 1.6% в 2016 году. Среднесрочный прогноз по инфляции оценивает ее величину примерно в 1.5% в 2018 году и в 1.6% — в 2019 г.

Темп роста экономики в 2017 г. был зафиксирован на показателе в 4.1% по сравнению с 1.2% в 2016 г.

Политический режим стабилен. Марокко имеет хороши отношения практически со всеми, кроме Алжира, где они омрачены проблемой Западной Сахары. Эта территория, занимающая огромные пространства и буквально напичканная ценными природными ископаемыми, является конфликтной уже достаточно долгое время. В 1884 году Испания начала колонизацию территории на северо-западном побережье Африки. В 1958 году здесь была создана провинция Испанская Сахара. Местные племена вели борьбу против испанского владычества, и эта территория долгое время имела спорный статус. С началом процесса деколонизации после Второй мировой войны Испания столкнулась с новыми трудностями. В 1957—1958 годах претензии Марокко на испанский город Сиди-Ифни привели к вооружённому конфликту между ним и Испанией. Рост национализма среди населения Западной Сахары привёл к формированию в мае 1973 года Народного фронта за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро, известного по своей испанской аббревиатуре ПОЛИСАРИО. Власти АНДР оказывают поддержку Сахарской арабской демократической республики, провозглашенной в 1976 году и, не без оснований, рассчитывая воспользоваться богатствами этой местности. В Западной Сахаре пересекаются интересы Марокко, АНДР, Испании и Франции. На июль 2014 года в зоне конфликта поддерживается режим прекращения огня. Соглашения 1991 года предусматривали проведение в Западной Сахаре референдума по вопросу о независимости, однако возникла неясность с избирательными правами населения страны. Референдум постоянно откладывался, и его перспектива до сих пор остаётся неясной. В Западной Сахаре по-прежнему находятся военные силы Марокко и ПОЛИСАРИО; таким образом, конфликт окончательно не урегулирован. Фронт ПОЛИСАРИО несколько раз заявлял о готовности возобновить боевые действия, если возникнет такая необходимость, а его боевые отряды регулярно проводят учения совместно с алжирскими военными и получают от них оружие и боеприпасы.

Собственно говоря, именно позиция Алжира по Западной Сахаре и является главным камнем преткновения в отношениях с Марокко и наиболее вероятной причиной будущей войны между ними. Армия королевства, хотя и меньше по численности, но неплохо оснащена и продолжает закупать отдельные виды современного оружия и военной техники. ВС АНДР же могут быть серьезно отвлечены на решение внутренних проблем, что некоторым образом нивелирует их численное превосходство. В случае возникновения конфликта между Марокко и АНДР в нем неизбежно примет участие Франция, которая сможет, как занять одну из его сторон, так и выступить в качестве арбитра.