- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов действий ВС и спецслужб США в Центральной Азии и на Ближнем Востоке

Как отмечают китайские аналитики возникновение международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) стало возможным после того, как ВС США 7 октября 2001 г. вторглись на территорию Афганистана с официальной целью ликвидировать террористическую организацию под названием «Аль-Каида» (запрещена в России), руководитель которой Усама бен Ладен был определен как вдохновитель террористов-смертников, совершивших атаки на объекты в США 11 сентября 2001 г.  В том же году, благодаря усилиям Вашингтона была определена так называемая «Ось зла»  – страны, которые оказывали содействие или могли оказывать таковое террористам. В данный список были включены Афганистан, Иран, Ирак, Куба, Ливия и Сирия.

После того, как ВС США ликвидировали нескольких полевых командиров «Аль-Каиды» в Афганистане и практически достигли договоренности с движением «Талибан» о разделении страны на зоны контроля, официальный Пентагон 20 марта 2003 г. начал вторую военную кампанию в Ираке. Как указывают китайские специалисты, военное руководство США на пике своей афганской операции сосредотачивало в этом исламском государстве до 100 000 военнослужащих, а в интересах специальных служб США и их подрядчиков действовало еще 110 000 наемников.

В итоге даже этих сил оказалось недостаточно для искоренения террористической угрозы, а усилия отдельных международных фармацевтических корпораций привели к тому, что посевные площади опийного мака выросли на два и более порядка и как следствие выросла производительность лабораторий, которые к настоящему моменту приобрели размеры заводов. Как известно, в конце 2017 г. ВВС США начали наносить удары по выявленным объектам афганских наркосиндикатов, однако усилия американских военных недостаточны и фактически являются показательными. Фактически США достигли одной цели – обеспечили рост угроз и вызовов безопасности соседних с Афганистаном государств.

Для сравнения обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Мир авиации» (официальный печатный орган «Китайской авиастроительной промышленной корпорации») отмечают, что на пике второй иракской кампании ВС США при участии стран западной коалиции создали на территории Ирака сеть из 500 военных баз разного масштаба, дислоцировали около 170 000 военнослужащих. По данным китайских источников, за восемь лет войны в Ираке ВС США потеряли убитыми более 4500 человек, а затраты на военную операцию составили 801,9 млрд долл. США.

В дополнение к этим данным хотелось бы отметить, что всего с момента ввода американского контингента в Афганистан и Ирак через эти две горячие точки прошло 2,3 млн военнослужащих  ВС США из которых 440 тысяч (по другим данным 460 тысяч) было уволено с военной службы по причине неизлечимых психологических расстройств.

Следует отметить, что давление американских военных на отряды «Аль-Каиды» в Афганистане принесло определенные результаты, а именно, привело к созданию на территории Ирака в октябре 2006 г. организации под названием «Аль-Шамс», в ряды которой вступили исламисты Сирии, Ливана, Иордании и Палестины. Именно на базе данной организации в январе 2014 г. была сформирована организация «Исламское государство».

Китайские специалисты отмечают, что благодаря постоянному поступлению новых рекрутов ИГ к сентябрю 2015 г. располагала отрядами, укомплектованными исключительно иностранцами, общей численностью от 25 до 30 тысяч человек. Наибольшее число боевиков прибыло в Сирию и Ирак из таких стран как: Афганистан, Иран, Тунис, Королевство Саудовская Аравия, РФ, Франция, Марокко, Иордания, Турция, Ливан, Германия, Ливия, Великобритания, Индонезия, Узбекистан.

Подобный порядок перечисления стран обусловлен численностью граждан, которые приехали из  этих государств для участия в террористической деятельности в рядах ИГ По данным китайских специалистов, граждане 80 стран участвовали в боевых действиях на территории Ирака и Сирии.

Следует отметить, что наиболее полной информацией о составе отрядов, национальной принадлежности боевиков, уровне подготовки и оснащенности располагали специальные службы США, Великобритании и Ирака. Вполне очевидно, что последние использовали свою внедренную агентуру для сбора информации, тогда как США и Великобритания в основном использовали технические разведки и наблюдения.

По данным обозревателей «Мира авиации» еще к августу 2014 г. ВС США при содействии других специальных служб сосредоточили в ближнем космосе над территорией Сирии и Ирака около 30 космических аппаратов, которые обеспечивали как сбор, так и передачу соответствующей информации.

Так, фоторазведку объектов и позиций боевиков обеспечивали соответствующие КА NROL-49 и 65 серии «Замочная скважина-11» (KH-11), которые оснащены специальной оптикой, позволяющей при малой высоте полета осуществлять фотографирование больших площадей с разрешением менее 0,5 м. Именно благодаря этим фоторазведчикам американские военные могли в оперативном режиме фиксировать уничтожение объектов инфраструктуры террористов. По данным китайских специальных изданий, однотипные космические аппараты позволяют отслеживать активность подразделений ракетных войск Исламской Республики Иран.

В интересах подразделений радиотехнической разведки над упомянутыми государствами Ближнего Востока было сосредоточено пять спутников проекта «Ментор» – NROL-15,19,26,32,37  (также известны как «Орион» или «Улучшенный Орион»), которые предназначены для сбора данных о радиообмене в УКВ-диапазоне, использовании сетей сотовой связи, а также других средств передачи данных или координат местности. Такой эшелон радиоэлектронной разведки позволил американским военным и спецслужбам обрабатывать практически все телефонные звонки и радиообмен исламистов. Обработка переговоров осуществлялась электронными вычислительными центрами, расположенными в Катаре, ОАЭ и даже в Японии.

Радиолокационную разведку обстановки в районах крупных городов Ирака и Сирии  осуществляли космические аппараты, созданные в рамках проекта «Топаз» — всего четыре спутника.  Именно благодаря этим аппаратам были составлены подробные карты местности Сирийской Арабской Республики, которые были использованы при подготовке ракетного удара по авиабазе «Шайрат» и другим объектам на территории САР.

По данным китайских источников, американские военные и спецслужбы переориентировали дополнительно спутники серии SBIRS – GEO1,2,3, предназначенные для обнаружения пусков баллистических ракет.  Китайские специалисты полагают, что американские специалисты переориентировали данные КА с целью обнаружения пусков ракетного вооружения ВС Исламской Республики Иран, однако их главной «добычей» стали моменты применения крылатых ракет серии «Калибр» из акватории Средиземного моря.

Координацию действий ВС США, Великобритании, Канады и Австралии обеспечивали два космических аппарата крайне высоких частот (диапазон от 20 до 44 ГГц) серии AEHF (обозначение USA-235, 244). Также бесперебойную связь между подразделениями, дислоцированными в Ираке, Иордании и других странах Персидского залива обеспечивали КА связи, построенные в рамках проекта «Квазар» (пять спутников). С целью обеспечения связи в широкой полосе частот над регионом было сосредоточено четыре космических аппарата соответствующего назначения – WGS 5,6,7,8,9. Очевидно, что навигацию и наведение авиационных средств поражения обеспечивает группировка спутников глобальной навигационной системы GPS Block IIF.

Все вышеперечисленные космические аппараты позволили ВВС США и самолетам западной антитеррористической коалиции нанести почти 30000 авиационных ударов по 26374 объектов ИГ на территории Ирака. В результате было уничтожено около 139 танков, 371 автомобиль типа HMMWV, 2816 нефтяных насосов.

Как отмечают китайские специалисты, самолеты западной коалиции практически не нанесли ущерба отрядам боевиков, что позволило исламистам занять значительную территорию соседней Сирии.

В дополнение к вышесказанному представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что ВС США при содействии спецслужб в состоянии не только собирать и обрабатывать значительные массивы информации даже без опоры на агентурную сеть в странах Ближнего Востока и Центральной Азии, но и наносить высокоточные ракетно-бомбовые удары по террористическим организациям, однако последнее не в американских интересах. Очевидно у военно-политического руководства США есть четкое понимание того, что управляемый хаос на Ближнем Востоке  и в Центральной Азии позволит в течение достаточно продолжительного времени увеличивать размеры военного бюджета без оглядки на объем национального долга и держать в напряжении своих главных геополитических оппонентов – РФ и КНР.