- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: реализация китайского проекта мега-порта затягивается

Алжирские власти в очередной раз сорвали собственные планы начала строительства мега-порта на Средиземном море, намеченного на конец декабря 2017 года.

Местные источники свидетельствуют, что на месте его предполагаемого возведения по-прежнему тихо и там даже не появился никто из представителей правительства, которые обычно открывают в АНДР подобного рода стройки.

Необходимо напомнить, что предложение по возведению одного из крупнейших в Средиземноморье грузовых портов из 24 причалов, через который ежегодно должно проходить 6.5 млн контейнеров и 25.7 млн тонн грузов, было выдвинуто еще в 2015 году тогдашним премьер-министром АНДР Абдельмалеком Селлалем и соответствующее решение принял сам президент Республики Абдельазиз Бутефлика во время заседания Совета министров страны 30 декабря 2015 года.

Начало реализации данного проекта было намечено еще на конец декабря 2016 года и после первой неудачи в соблюдении сроков строительства 22 марта 2017 года президент АНДР Абдельазиз Бутефлика подписал особый указ № 17-122, закрепляющий намерение властей страны «построить торговый порт Эль-Хамдания (Шершель).

Согласно этому плану, начало строительства мега-порта было намечено к западу от уже имеющегося города-порта Шершель, однако с этого времени оно уже неоднократно переносилось: так, алжирские власти уже трижды проваливают начало таких работ и до сих пор они так и не начались.

Причем началу строительства должно было предшествовать проведение комплексного исследования как акватории в районе предполагаемого объекта, так и прилегающей к нему местности, которое также не состоялось.

Известно, что соответствующие работы были произведены лишь на морской части, тогда как на суше к ним также до сих пор не приступали.

Но, несмотря на отсутствие полноценных изыскательских работ по данному проекту алжирские чиновники объявили, что его стоимость составляет 3.5 млрд долларов и что он должен быть реализован в течение семи лет.

Между тем, предшествующие этому изыскательские работы Министерство транспорта АНДР изначально поручило провести южнокорейской компании Yuill Engeneering Co Ld., которую, однако, быстро и без официального объявления причин заменила китайская CHEC (China Harbour Engineering Company), уже выполняющая договор по проведению изыскательских работ и строительству глубоководного порта стоимостью 800 млн долларов с правительством Сан-Томе и Принсипи.

Кроме того, соответствующее соглашение предусматривает, что китайская сторона после запуска данного объекта будет осуществлять его эксплуатацию в течение 35 лет.

Для КНР подобное соглашение представляется выгодным в силу того, что она не скрывает своего намерения утвердиться в сфере морских перевозок в мире вообще и в Средиземноморье в частности. Так, например, в 2009 году китайская судоходная компания Cosco (China Ocean Shipping Company) получила в концессию на 35 лет два контейнерных терминала в греческом порту Пирей в Греции, в восточной части Средиземного моря.

При наличии же у нее порта и в западной части Средиземноморья под фактическим контролем Пекина оказывается значительная часть морской торговли региона.

Что же касается идеи создания подобного мега-порта, равно как и причин затягивания с началом его строительства, то существуют сомнения относительно его необходимости и в том числе рентабельности.

В частности, возникает вопрос о том, нужен ли вообще Алжиру такой объект с учетом нынешних объемов потребления им иностранных товаров и экспорта своей продукции на мировой рынок.

Учитывая стремление его властей и далее заметно снижать потоки импорта на свою территорию, существуют сомнения, что он будет полноценно загружен работой.

Потребность в подобном проекте, вероятно, была бы высокой в том случае, если бы Алжир был связан высокоскоростными магистралями с прочими африканскими странами, по которым через такой порт можно было бы в кратчайшие сроки поставлять в Европу оттуда сырье.

Однако при наличии достаточно слабых логистических связей АНДР с прочими государствами африканского континента и отсутствии гарантий ее собственных властей в плане обеспечения такого порта заявленными объемами грузопотоков целесообразность в таком объекте представляется слабой.

И, наконец, свои коррективы вносят местные власти вилайи Типасе, на территории которой должен разместиться мега-порт.

Их представители указывают, что в результате появления такой идеи у них сразу же возникли «несколько головных болей».

Во-первых, это проблема с необходимостью переселения с территории предполагаемого строительства порядка тысячи семей.

Во-вторых, в случае начала возведения мега-порта они лишатся более тысячи гектаров местных плодородных сельскохозяйственных угодий, не считая площади, занимаемой лесами.

И в-третьих, (что с точки зрения руководства вилайи Типасе является самым болезненным), будет нанесен колоссальный урон туризму, причем не только уже существующему, за счет доходов от которого во многом и живет эта провинция, но и перспективному.

Согласно утверждениям его представителей, в этом случае под нужды мега-порта будут уничтожены две крупные «зоны туристического развития» (Уэд Белла и Эль-Хамдания), отчуждены 142 километра местных пляжей, известных на всю страну и ежегодно посещаемых миллионами алжирцев, а также район древнеримского города-порта Шершель, который должен был привлечь множество иностранных туристов.

Представляется неслучайным, что незадолго до последней даты предполагаемого начала работ данный район дважды посетил министр общественных работ и транспорта Абдельгани Заалан, подробно ознакомившийся на месте с этим проектом.

Этому предшествовали жалобы представителей вилайи Типасе на многочисленные издержки, связанные с выбором Эль-Хамдании для строительства такого объекта, согласно которым существуют другие, более привлекательные модели размещения в этой же вилайе подобного «мега-порта без разрушения природных ресурсов и с большей экономией средств».

Между тем, нельзя исключать, что этот проект вообще может быть отложен на неопределенное время в условиях сохранения в стране непростой экономической ситуации и неуклонного сокращения ее золотовалютных резервов, несмотря на сопротивление части представителей режима, утверждающих, что подобное строительство способно «вывести Алжир в настоящие лидеры арабо-африканского мира».