- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии ВВС Пакистана

В свете усложнения военно-политической обстановки на границе между КНР и Индией, а также между Пакистаном и Индией представляется необходимым обратить внимание на состояние дел в Военно-воздушных силах Пакистана, которые являются главным средством неядерного сдерживания на случай военной интервенции со стороны Индии. По данным китайских источников, в распоряжении ВВС Пакистана находится 833 самолета, тогда как на вооружении ВВС Индии состоит 1499 летательных аппарата. Следует отметить, что абсолютное большинство боевых самолетов в ВВС Пакистана это одномоторные машины – F-16, JF-17, J-7, «Мираж-3», «Мираж -5».

Как известно, в распоряжении официального Нью-Дели находятся тяжелые двухмоторные истребители Су-30МКИ, МиГ-29К/КУБ. В отношении ракетного вооружения таких самолетов как F-16 и Су-30МКИ или МиГ-29 китайские специалисты указывают, что ракеты класса «воздух-воздух» американского (AIM-120, AIM-9) и российского (Р-73, Р-77) производства находятся примерно на одном качественном уровне.

По данным СМИ КНР, в канун Нового 2018 года авиастроительное предприятие, расположенное на авиационной базе ВВС Пакистана «Камра», завершило сборку 100-ого по счету истребителя JF-17. Следует отметить, что хотя пакистанские самолетостроители способны осуществлять крупносерийную сборку боевых и учебно-боевых машин, однако для среднего и капитального ремонта упомянутых истребителей ВВС Пакистана приходится перегонять свои машины в г. Чанша (пров.Хунань, КНР).

Одновременно с  процессом серийной сборки указанных боевых машин, сотрудники соответствующих НИИ Чэндусского авиастроительного предприятия приступили к финальному этапу разработки третьей модификации истребителя под обозначением JF-17 Block III.  Вероятно, китайские специалисты готовят новую боевую машину с учетом возможности установки нового турбореактивного двигателя c отклоняемым вектором тяги WS-10B «Тайхан-Б». Достоверно известно, что в 2017 г. благодаря помощи украинских специалистов в КНР начаты стендовые и натурные испытания упомянутого двигателя, который позволит легкому самолету достаточно эффективно бороться с более тяжелыми истребителями ВВС вероятного противника.

Необходимо отметить еще один аспект применения истребителя JF-17 Block III – борьба с надводными кораблями вероятного противника. По данным китайских источников, в ходе испытательных полетов самолетов второй модификации подтверждена возможность применения противокорабельной ракеты «Инцзи-83К» (стоимость ракеты 500 тыс. долл. США), которая при общей массе 700 кг и массе боевой части 200 кг обладает максимальной дальностью пуска 350 км и при этом способна выполнять полет как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скоростях.

Каждый истребитель JF-17 способен поднять по две ПКР «Инцзи-83К», тогда как двухмоторный истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» позволяет выполнять пуски уже шести таких ракет. По расчетам китайских  специалистов в области тактики ВВС, на случай вероятного вооруженного конфликта командование ВВС Пакистана для борьбы с авианосной ударной группой вероятного противника необходимо будет мобилизовать следующие силы:

– эскадрилью истребителей JF-17 Block III с ПКР «Инцзи-83К»;

– самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДН) ZDK-03, который «подсветит» крупноразмерные надводные цели – авианесущие корабли, эсминцы и фрегаты ВМС Индии.

По данным китайских источников, радиолокационная станция корабельного зенитно-ракетного комплекса «Барак 8» ВМС Индии способна обнаружить низколетящий самолет на дальности не более 20 км.  Последующие операции по принятию его на автосопровождение и обстрел занимают у группы ПВО индийских кораблей 2-3 минуты, т.е. у пакистанских летчиков будет превосходство в 1-2 минуты, что вполне достаточно с учетом применения сверхзвуковых ракет.

Китайские специалисты признают, что ПКР «Инцзи-83К» представляют угрозу для корабельных соединений и отдельных кораблей со слабой системой ПВО. В перспективе возможности  ВВС Пакистана в вопросах борьбы с АУГ вероятного противника вполне можно расширить за счет передачи пакистанским партнерам более современных ракет «Инцзи-12» (экспортное обозначение СМ-302), которые на всех участках полета развивают сверхзвуковую скорость.

Следует отметить, что данные ПКР без какой-либо модернизации могут быть установлены как на боевые самолеты, так и в контейнерные пусковые установки, предназначенные для размещения на самоходных колесных шасси или других носителях. Достоверно известно, что в КНР налажен серийный выпуск колесных ПУ повышенной проходимости (четырехосный автомобиль специального назначения) с контейнерами на три ракеты. Дивизионы ПКР «Инцзи-12» позволяют создать маневренную оборону побережья.

В вопросе обеспечения деятельности боевой авиации китайские специалисты признают превосходство ВВС Индии над пакистанскими визави, поскольку первые располагают семью самолетами-заправщиками Ил-78, тогда как у ВВС Пакистана таких самолетов всего три.  Для координации действий эскадрилий и выявления воздушных целей пакистанские военные могут мобилизовать четыре самолета ДРДН Сааб-2000 и четыре ZDK-03 (стоимость составляет 25 млн долл. США).

Конечно, кроме ведения разведки ВВС Пакистана и Индии могут выполнять задачи по радиоэлектронной борьбе и противодействию, при помощи соответствующих самолетов и в этом аспекте наблюдается паритет. По оценкам китайских обозревателей, пакистанские военные планируют изменить ситуацию в свою пользу за счет широкого применения подвесных контейнерных систем РЭБ KG-300G (пр-во КНР).

В отношении системы базирования ВВС Пакистана известно, что в их распоряжении находится 18 авиационных баз, из которых 11 предназначены для размещения строевых частей и еще 7 выделены для обеспечения учебного процесса. Необходимо учитывать, что такая достаточно простая сеть АвБ позволяет командованию ВВС Пакистана серьезно упростить процесс тылового снабжения и обеспечения эскадрилий и полков.

Основная проблема для пакистанских военных – недостаточное количество зенитно-ракетных систем (ЗРС) средней дальности «Красное знамя 16», из которых сформирован основной рубеж ПВО страны. В настоящее время на вооружении подразделений противоздушной оборы Пакистана пока находится только два усиленных дивизиона, а на складах сосредоточено около 3000 зенитных управляемых ракет. По оценкам китайских специалистов, для ведения маневренной воздушной обороны ПВО Пакистана необходимо принять на вооружение как минимум еще шесть таких дивизионов, тогда как для создания сплошной зоны «блокирования действий авиации» вероятного противника необходимо поставить на боевое дежурство 10-12 дивизионов.

В этой ситуации военно-политическому руководству Пакистана необходимо принять решение о принятии на вооружение национальных ВС зенитно-ракетных систем дальнего радиуса действия «Красное знамя 9», которые поступили на вооружение таких государств как Туркменистан и Катар, однако Турецкая Республика (основной конкурент КНР на пакистанском рынке вооружений) отказалась от приобретения указанных ЗРС в пользу российских С-400.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить, что с ухудшением военно-политических контактов между США и Пакистаном, у китайских оружейников появляется все больше возможностей по расширению своей доли на пакистанском рынке ВВТ. Тем не менее, конкуренцию оборонно-промышленному комплексу КНР пытаются составить оружейники из Турции, Чехии, Польши и других стран Запада.