- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об усложнении пакистано-американских отношений на фоне ВТС Китая с Пакистаном

По информации СМИ КНР, президент США Д.Трамп в первый день 2018 г. принял решение отказать в предоставлении официальному Исламабаду очередного транша в размере 255 млн долл. США, который был предназначен на улучшение возможностей ВС Пакистана в вопросах борьбы с террористической угрозой. По мнению Д.Трампа, военно-политическое руководство Пакистана всячески способствует сохранению боевого потенциала террористических группировок.

По данным китайских источников, президент США считает, что за последние 15 лет официальный Вашингтон предоставил партнерам в Исламабаде финансовой помощи в размере 33 млрд долл. США, а в ответ были получены лишь подложные донесения, которые не соответствуют реальному положению дел. В этой ситуации Д.Трамп сравнил Пакистан с Австралией, которая, по его мнению, также довольно активно пользуется американской финансовой помощью и при этом практически не помогает США в решении глобальных проблем.

Китайские наблюдатели указывают, что данный отказ в финансировании специальных и военных программ регионального союзника США является лишь очередным событием в череде принятых решений. Как известно, ранее американские законодатели заблокировали контракт на поставку 8 новых истребителей F-16 для ВВС Пакистана и затормозили передачу партии ударных вертолетов AH-1Z для подразделений армейской авиации Сухопутных войск ВС Пакистана. По данным китайских специалистов, снятие запрета на поставки вооружения и военной техники возможно только после 2023 г.

Очевидно, что рассматриваемый отказ в предоставлении денежных средств является четким сигналом Исламабаду о том, что военно-политическое руководство данного исламского государства должно как усилить борьбу с террористической угрозой, так и «притормозить» развитие торгово-экономического и военно-технического  сотрудничества с КНР.

В отношении торгово-экономического сотрудничества КНР и Пакистана известно, что в 2015 и 2016 гг. объем двусторонней торговли составил по 13,8 млрд долл. США в год и китайские предприниматели прилагают значительные усилия для увеличения объемов. По расчетам китайских экономистов, в процессе реализации стратегического проекта председателя КНР Си Цзиньпина «Китайско-пакистанский экономический коридор» объем двусторонней торговли будет расти по 4 млрд долл. США ежегодно, что позволит за последующие пять лет прибавить как минимум от 12 до 16 млрд долл. США к современным показателям.

Известно, что китайские власти также предпринимают соответствующие шаги для повышения привлекательности пакистанского рынка. По данным китайских источников, в ноябре 2017 г. Министерство торговли КНР и Национальный банк КНР активизировали переговоры с пакистанскими партнерами о переводе расчетов по двусторонним контрактам на юани.

Следует отметить, что китайские кредитно-финансовые организации располагают офисами в Пакистане, что позволит представителям бизнес-сообщества двух государств избежать проблем при использовании международной системы переводов денежных средств SWIFT, которая находится под контролем США. Как известно, китайские банки работают на национальной платежной системе UnionPay, к которой также подключены некоторые российские кредитно-финансовые структуры.

В случае если официальный Исламабад ратифицирует переход на китайскую платежную систему, то это станет первым существенным ударом по самолюбию и тщеславию американской банковской системы, которая позиционирует себя как «мировой регулятор» торгово-финансовой активности.

Известно, что некоторые представители пакистанского бизнеса предлагают руководству страны одновременно с китайской платежной системой подключить и японскую JCB, что вызывает недоумение у китайских партнеров. В качестве основного довода китайские банкиры доводят до сведения пакистанских партнеров информацию об объемах китайских инвестиций в экономику Японии, а точнее количестве долговых облигаций Страны восходящего солнца, находящихся в распоряжении китайских банков.

В отношении примеров военно-технического сотрудничества между КНР и Пакистаном, которые беспокоят американских оружейников и военных представляется возможным сообщить следующее. Так, 27 декабря 2017 г. премьер-министр Пакистана Шахид Хакан Аббаси объявил о заключении с Китайской кораблестроительной промышленной корпорацией контракта стоимостью 1 млрд долл. США на поставку трех сторожевых кораблей проекта 054В. Известно, что 25% от суммы официальный Исламабад получит от Анкары в качестве кредита.

По данным китайских источников, поводом к такому открытому заявлению стало посещение  Ш.Х.Аббаси 25 декабря 2017 одной из подводных лодок ВМС Пакистана, экипаж которой будет направлен на переподготовку в КНР перед получением первой дизель-электрической подводной лодки, строящейся по проекту S20P.

Новые корабли китайского производства позволят списать шесть устаревших фрегатов типа 21, которые были приобретены у ВМС Великобритании. По информации китайских специалистов, представители ВМС Пакистана обратились к китайским проектировщикам расширить возможности кораблей в вопросах противолодочной обороны и внести корректировки в палубную надстройку. Конструкторы ККПК внесут коррективы во внешний облик корабля с тем, чтобы разместить все радиоэлектронные системы – РЛС, системы радиотехнической разведки и другое оборудование внутри одной мачты.

Другим успешным пакистано-китайским проектом в военно-технической области является легкий одномоторный истребителя JF-17 «Гром». Так, ВВС Пакистана уже получили 50 истребителей JF-17 Block I, 33 истребителя JF-17 Block II и еще 17 ожидают передачи в шестую по счету эскадрилью. Всего для пакистанских военных летчиков до 2020 г. будет поставлено 150 указанных истребителей, однако уже сейчас подписаны контракты на поставки этих боевых машин в Шри-Ланку, Бангладеш, Азербайджан и Нигерию. Одновременно с производством в Пакистане на Чэндусском авиастроительном предприятии проходят испытания двух истребителей в двухместном варианте, которые позволят проводить обучение/переучивание пилотов, а также вполне могут выступать в качестве командирских машин.

В настоящее время на авиастроительном предприятии «Камра» ведется подготовка к серийному выпуску данной боевой машины в модификации Block III. Основное отличие данной версии истребителя будет состоять в бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой, которую разработали специалисты 14-ого НИИ Китайской корпорации радиоэлектронных технологий.

По данным открытых источников, бортовая РЛС KLJ-7A (V2) (стоимость станции составляет от 4 до 5 млн.юаней) позволяет обнаруживать цели типа самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения на дальности 250 км; цель типа истребитель на дальности 170 км. По данным китайских источников, станция KLJ-7A (V2) способна одновременно обнаруживать и классифицировать 40 воздушных целей.

Указанная РЛС принимает летательный аппарат вероятного противника на автоматическое сопровождение уже на дальности 110 км. Благодаря семи точкам внешней подвески на истребитель JF-17 можно установить управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, которые позволят в полной мере реализовать возможности рассматриваемой РЛС.

Всего одновременно могут быть сопровождены 12 целей, а одновременному обстрелу управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» подлежат четыре из них. Китайские инженеры предусмотрели режим одновременного поражения двух целей – одной высотной и одной низковысотной. Следует отметить, что при испытаниях РЛС китайские летчики и конструкторы отрабатывали вопросы обнаружения малозаметных истребителей второго поколения, выполняющих полет на малых и сверхмалых высотах. В качестве объектов обнаружения выступали истребители «Цзянь-7PG» ВВС Пакистана.

По данным китайских специализированных изданий истребитель JF-17 Block III обеспечит ВВС Пакистана значительное превосходство в воздухе над теми авиационными подразделениями ВВС Индии, которые будут укомплектованы одномоторными истребителями национальной разработки LCA Tejas Mk.1.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить, что даже при определенном финансовом противодействии со стороны официального Вашингтона, военно-политическое руководство Пакистана способно поддерживать боеспособность национальных ВМС и ВВС благодаря налаженным контактам с китайскими партнерами, которые ориентированы на долгосрочное сотрудничество.