- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия: обстрелы российской авиабазы Хмеймим и интересы Турции

Двое военнослужащих погибли 31 декабря в результате минометного обстрела боевиками авиабазы Хмеймим в Сирии. Об этом сообщили в четверг в Минобороны России.  «31 декабря 2017 года с наступлением темного времени суток аэродром Хмеймим подвергся внезапному минометному обстрелу мобильной диверсионной группы боевиков. В результате обстрела двое военнослужащих погибли», — говорится в сообщении. Ранее газета «Коммерсант» сообщила, что 31 декабря радикальные исламисты обстреляли авиабазу Хмеймим, в результате чего были уничтожены не менее семи самолетов, а также могли получить ранения более десяти военнослужащих. 3 января в Минобороны РФ сообщили, что 31 декабря российский Ми-24 потерпел крушение из-за технической неисправности при выполнении перелета на аэродром Хама в Сирии, в результате чего погибли оба пилота. При этом в российском военном ведомстве отметили, что «огневого воздействия по Ми-24 не было». Сообщения об уничтожении семи самолетов в Минобороны РФ в четверг опровергли. В это ситуации утешает только то, что американцы пока никак не подтвердили факт уничтожения самолетов, в том числе и посредством спутниковых съемок. Группа экспертов, скрывающаяся под названием Conflict Intelligence Team, усомнилась в том, что 31 декабря в результате минометного обстрела на авиабазе Хмеймим были уничтожены самолеты. На странице группы в Facebook отмечается ряд странностей: ни одна группировка так и не взяла на себя ответственность (хотя прошло уже 4 дня); никакое оружие, имеющееся у противников президента Сирии Башара Асада, не способно поразить военный аэродром Хмеймим издали, речь идет о диверсии; никто из местных жителей не опубликовал кадров последствий обстрела (ранее подобные фотографии быстро оказывались в соцсетях). В связи с этим инцидент, о котором ранее сообщил «Коммерсантъ», эксперты посчитали маловероятным. В пользу этого говорит и факт того, что российская авиагруппа вчера продолжала с прежней интенсивностью наносить удары по позициям боевиков в Идлибе и Хаме. Но совершенно очевиден факт самого обстрела диверсионной группой, которая протащила на себе оружие и осуществила обстрел с близлежащих позиций. Сразу отметим, что такой формат практически исключает вариант широкомасштабного уничтожения такого количества машин, но совершенно не исключает их повреждения. Но факт обстрела был, и два российских военных погибли. В этой связи отметим несколько моментов.

  1. Совершенно неоправданно в такой ситуации излишне расслабляться. Безусловно были нарушены основные моменты охраны базы, что мы связываем в первую очередь с празднованием Нового года. И этот фактор был боевиками просчитан однозначно. Напомним, что охрана такого рода объектов осуществляется не только по периметру базы, но в ближнем и среднем радиусе. В том числе посредством срытых секретов, пульсирующего патрулирования и агентурной разведки. И вывод части российского военного контингента на этот момент оказывать влияния не должен. Как и празднование Нового года. Сам факт обстрела, уже расследуются, и выводы в этой ситуации должны быть очень жесткие. Есть по меньшей мере вопросы к коменданту базы и особому отделу и напоминания им о том, что военные работают без праздников и выходных.
  2. Непозволительно ради «чести мундира» скрывать такие факты и позволять сообщать о произошедшем российским либеральным СМИ раньше официальных источников. Здесь есть уже вопросы к пропагандистам или вернее — к управлению, которое должно такие события освещать. Такое поведение «страуса» приводит к тому, что возникают вопросы в отношении, то ли сбитого, то ли потерпевшего аварию российского вертолета, и вообще о состоянии дел с безопасностью на базе. Раздача наград и добрые слова от президента В.Путина не позволяют расслабляться. Надо понимать, что наряду с этим есть еще и «непопулярные оргвыводы».

Теперь об обстреле  ракетами, которые ранее были выпущены (А были ли ? И все ли были перехвачены?) по базе Хмеймим. Снова обратим внимание на стиль работы наших военных информационщиков. Информацию надо давать предметно и внятно, четко разделяя все эти эпизоды. Иначе получается информационная «каша», что порождает ненужные вопросы. При этом не согласимся с экспертами из Conflict Intelligence Team. Ракеты для дальнего обстрела позиций российских военных у боевиков есть, и запуск таких ракет уже состоялся. Независимо от его результатов. И в этой ситуации интересно другое. В интернете появилась фотография ракеты, которую террористы выпустили по российской военной базе Хмеймим в Сирии. На снаряде боевики оставили послание для российских военных. Атаку совершили боевики из группировки «Вторая прибрежная бригада ССА [Свободная сирийская армия]». Данные опубликовал Телеграм-канал Directorate 4, который освещает деятельность террористов. На снаряде написано: «Сочи ваш, а Хама наша». При этом забыли, что на ракете также было написано «Туркменистан», а все надписи сделаны либо на турецком, либо на туркоманском языке. Таким образом, мы получили внятное послание от Анкары (туркоманы находятся в плотной орбите влияния турецкой спецслужбы МИТ), которая таким образом показывает Москве свое негативное отношение к активизации ее военных усилий в зоне традиционных интересов Турции без ее присутствия и участия, а также наращивания такой активности в Идлибе и Хаме. Если еще проще — недовольство по вопросу игнорирования позиции Турции на последних в прошлом году консультациях и саммитах.  Хама вообще рассматривается Анкарой как своя тыловая база и оплот «Братьев-мусульман», а в Идлибе воееному давлению как раз подвергаются в том числе и позиции ССА. Зона действия упомянутой группировки туркоман как раз там. Обратим внимание также на то, что это первый акцентированный выпад именно протурецкой группировки адресно против российских военных со времен уничтожения нашего самолета Су-24. Там, кстати, также присутствовали бойцы этой «бригады». Все это говорит нам о следующем.

  1. Никакого участия Анкары в рамках созыва Конгресса сирийского национального диалога в Сочи ожидать не приходится, и в этом направлении Москве следует идти автономно.
  2. Турция будет всячески противиться военному решению вопроса с «Джебгат ан-Нусрой» (запрещена в России) в Идлибе и препятствовать этому. Это еще не альянс Анкары с Эр-Риядом, но уже очень близко к этому. В этой ситуации единственно правильным алгоритмом является безусловное продолжение и наращивание военной активности в Хаме, Алеппо и Идлибе с акцентированием в рамках нанесения показательных ударов с воздуха и моря по позициям протурецких групп, и туркоман особенно. Это хорошо сработало в период операции возмездия после сбитого Су-24, и сейчас это подействует аналогично. Негатив Анкары надо сломить, но ни в коем случае не поддаваться ему. Пусть и жертвуя временным замораживанием переговоров в Астане.