- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки американских военных специалистов перспектив расширения военного присутствия КНР в Пакистане.

По данным специализированного доклада Министерства обороны США, посвященного расширению военно-морского присутствия КНР в районах примыкающих к Оманскому заливу, в декабре 2017 г. делегация высокопоставленных военных из состава командования ВМС и ВВС НОАК в сопровождении представителей Штаба ВМС Пакистана нанесла визит в порт Дживани, который расположен на одноименном полуострове в провинции Белуджистан.

Представители специальных служб США отмечают, что переговоры между Пекином и Исламабадом о размещении двух ВМБ в одной южной провинции впервые прошли еще в 2011 г., однако на тот момент пакистанское руководство решило проявить сдержанность на китайском направлении из расчета на соответствующий объем финансовой поддержки из Вашингтона. В свете последних событий расширение китайского экономического и военного присутствия необходимо Исламабаду поскольку США активно противодействуют трехстороннему формату КНР-Афганистан-Пакистан в вопросах стабилизации обстановки на территории подконтрольной официальному Кабулу.

По  информации военной разведки США, китайские и пакистанские военные обсудили возможность строительства полноценной военно-морской базы в заливе Дживани, а также расширение существующего аэропорта и создание на его территории авиационной базы. В перспективе новая АвБ позволит самолетам разведывательной и военно-транспортной авиаций ВВС двух стран осуществлять полеты по следующим направлениям:

Юго-западное. Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Королевство Саудовская Аравия, Джибути, Танзания, Мозамбик и ЮАР (ведение разведки и доставка грузов).

Юго-восточное. о.Диего-Гарсия (ведение разведки)

Восточное. Индия (ведение разведки)

Западное. Ирак, Иран (доставка грузов)

Анализ указанных направлений показывает, что органы военной разведки КНР планируют повысить плотность наблюдения за деятельностью ВВС и ВМС США на Ближнем Востоке и в Индийском океане. Одновременно новый аэропорт позволит сократить время подлета до иранских партнеров, в адрес которых периодически звучат угрозы с Аравийского полуострова. Кроме того, китайские военные летчики будут обеспечивать перевозку редкоземельных металлов и драгоценных камней с африканского континента, поскольку страны Южной Африки обладают значительными запасами природных ресурсов стратегической важности.

Поскольку АвБ Дживани будет расположена на незначительном удалении от аэропорта Гвадар это позволит разместить новое подразделение ПВО, которое будет прикрывать от воздушного нападения вероятного противника сразу четыре стратегических объекта – ВМБ Гвадар, ВМБ Дживани с одноименной АвБ и аэропорт г.Гвадар.

Подобный подход характерен для китайских военных, которые небольшими силами подразделений ПВО НОАК прикрывают большинство военных аэродромов первой линии и гражданских аэропортов, вовлеченных в мероприятия по прикрытию воздушной границы государства. Вполне вероятно, что для организации рубежа ПВО в данном районе будет развернут дивизион зенитно-ракетных систем «Красное знамя 16», а также дополнительные батареи зенитных пушек калибра 37 мм и стрелков с переносными зенитно-ракетными комплексами.

В настоящее время аэропорт г.Дживани не позволяет принимать тяжелые транспортные и широкофюзеляжные гражданские самолеты, которые командование ВВС НОАК может временно арендовать у ведущих транспортных компаний КНР в интересах обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства. Следует отметить, что в настоящее время китайские строительные компании выполняют проект по модернизации аэропорта в районе г.Гвадар – запланировано расширение и удлинение взлетно-посадочной полосы с заменой покрытия, а также строительство новых мест для стоянки тяжелых транспортных самолетов.

По оценкам американских специалистов, перспективная ВМБ Дживани позволит командованию ВМС НОАК базировать больше кораблей в западной части Индийского океана, которые обеспечат необходимый уровень безопасности морских перевозок (через Красное море и Оманский залив) в свете реализации глобального стратегического плана «Морской шелковый путь XXI века».

Представители ВМС США отмечают, что ВМБ Дживани позволит китайским военным в случае обострения ситуации оказать помощь иранским партнерам по прикрытию и обороне порта Чабахар. Вторая пакистанская ВМБ вполне позволит ВМС НОАК базировать растущую группировку эсминцев, а также обеспечит возможность размещения новых дизель-электрических подводных лодок ВМС Пакистана, строительство которых уже идет полным ходом на судостроительном предприятии в г. Ухань.  Следует отметить, что природная гидрология в районе залива Дживани обеспечит китайским строителям возможность оперативно возвести необходимые инженерные сооружения, в том числе предназначенные для защиты базы от действий морских диверсантов.

По данным американских специалистов, при проведении строительства новой ВМБ пакистанским властям придется переселить часть местных жителей в другие районы города, что повлечет за собой дополнительные расходы, однако в этом случае у китайских национальных компаний есть возможность проявить себя в «лучшем свете» перед гражданами Пакистана.

Китайские аналитики указывают, что официальному Пекину необходимо несколько скорректировать свою «линию поведения», поскольку после заключения договора на аренду участка земли в 2281 га в районе порта Гвадар сроком на 40 лет и подписания ряда не вполне равноправных договоров о налогообложении китайских компаний, отмечается рост антикитайских настроений среди мирного населения.

По данным китайских источников, в прошедшем году отмечен рост количества нападений на китайских граждан в разных городах Пакистана. Основная цель нападений – запугивание сотрудников китайских компаний и членов их семей.

С учетом двойственности стратегических замыслов китайских специалистов представляется возможным утверждать, что официальный Пекин будет развивать и гражданскую инфраструктуру в порту Дживани. Вполне вероятно, что китайские подрядные организации расширят возможности действующего пакистанского порта и включат его в систему объектов «Китайско-пакистанского экономического коридора», на реализацию которого китайские государственные и частные корпорации уже выделили 57 млрд долл. США и в ближайшие год-два данная цифра вырастет до 65 млрд долл. США.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что строительство новой ВМБ и АвБ на территории г.Дживани будет сопровождаться размещением новых объектов энергоснабжения, а кроме того, китайские военные не откажут пакистанским партнерам в просьбе расширить центр радиотехнической разведки, расположенный в этом населенном пункте.