- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Данные об ультраотодоксальном религиозном населении Израиля

Неправительственные израильские исследовательские учреждения Израильский институт демократии (создан в 1991 году и возглавляется до сих пор доктором Арье Кармоном) и  Иерусалимский институт политических исследований (основан в 1978 году) опубликовали очередной выпуск своего ежегодника, посвященного ультраортодоксальному религиозному еврейскому населению Израиля. Данные этого ежегодника свидетельствуют о продолжении процесса интеграции ультраортодоксальных евреев в модернизированное израильское общество. Речь идет об увеличении числа получающих аттестат зрелости, поступающих в высшие учебные заведения, идущих на службу в ЦАХАЛ и т.д.

Приведем некоторые представляющиеся наиболее интересными данные об этом секторе населения Израиля, представленном в нынешней правящей коалиции двумя партиями – сефардской ШАС (7 депутатов), возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери, и ашкеназской «Еврейство Торы» (6 депутатов). Уместно отметить, что суммарно депутаты от ультраортодоксальных религиозных партии составляют более 10% всех депутатов Кнессета (в Кнессете 120 депутатов) и более 20% всех депутатов от правящей коалиции (у коалиции 66 депутатов).

В 2017 году численность ультраортодоксального населения Израиля достигла 1 миллиона человек, что составляет 12% всего населения страны. Если нынешние демографические тенденции не изменится, то к 2030 ультраортодоксальные евреи будут составлять 16% населения Израиля, а к 2065 году – треть всего населения Израиля и 40% его еврейского населения. Правда, учитывая реалии Израиля с периодически прибывающими в страну значительными волнами репатриации из стран еврейской диаспоры, а также возможность отхода части детей, родившихся в ультраортодоксальных семьях, от ультраортодоксального образа жизни, едва ли нынешняя тенденция останется неизменной на такой долгий срок.

Из-за весьма высокого уровня рождаемости в данном секторе населения, ультраортодоксальное религиозное население очень молодо. 58% ультраортодоксальных евреев в Израиле составляют дети, подростки и молодые люди в возрасте от 0 до 19 лет. В целом по еврейскому населению страны эта возрастная группа составляет только 30%. Вместе с тем с 2005 наметилась тенденция к снижению рождаемости у ультраортодоксальных евреев. В 2003 году в среднем у ультраортодоксальной еврейской женщины было 7,5 детей. Сейчас этот показатель составляет 6,9. Что касается неультраортодоксального еврейского населения Израиля, то этот показатель составляет только 2,4 ребенка на женщину.

82% ультраортодоксальных евреев старше 20 лет состоят в браке. У остального еврейского населения страны этот показатель составляет 63%. Вместе с тем в последние годы наблюдается повышение брачного возраста у ультраортодоксов. Если в 2005 году 61% ультраортодоксальных евреев в возрасте от 20 до 24 лет состояли в браке, то в 2017 году этот показатель составил только 44%.

В ультраортодоксальной религиозной системе образования (официально она именуется в Израиле «независимая религиозная» в отличие от «государственно-религиозной») обучаются в текущем учебном году 300 тысяч детей, что составляет 18% всех школьников Израиля. Вместе с тем отмечается, что темпы роста ультраортодоксальной системы просвещения уменьшились на четверть между 2013 годом, когда годовой прирост составлял 4,2%, и 2016 годом, когда он снизился до 3,2%. За этот же период темпы годового роста светской («государственной») еврейской системы просвещения в Израиле выросли с 0,5% до 2,3%. Две основных причины снижения темпов роста ультраортодоксальной системы просвещения – следующие: а. снижение рождаемости в ультраортодоксальном секторе населения и б. снижение привлекательности ультраортодоксальной системы образование для населения, которое не является строго ультраортодоксальным, а потому предпочитает при определенных обстоятельствах государственно-религиозные школы.

Важнейшим показателем успешности системы образования в Израиле является процент выпускников, получающих по окончанию школы полноценный аттестат зрелости, для чего требуется успешная сдача соответствующих экзаменов (прочие выпускники, получают только справку об окончании средней школы, которая не дает права на поступления в ВУЗ). Поскольку в ультраортодоксальной системе образования (особенно в школах для мальчиков) основное внимание уделяется религиозным предметам, традиционно доля выпускников, получивших аттестат зрелости, в них была и остается низкой. Однако в целом она имеет явную тенденцию к росту. Так, если в 2005 году этот показатель составлял 23%, то к 2015 году он поднялся до 33%. При этом данный рост объясняется значительным увеличением доли ультраортодоксальных девушек, сдающих экзамены на аттестат зрелости. За упомянутый период данный показатель вырос среди них с 31% до 51%. А вот среди юношей, оканчивающих ультраортодоксальные учебные заведения, этот показатель имеет тенденцию даже к некоторому снижению. Так если в 2009 году он составил 16%, то в 2015 году – только 13%. Такое существенное различие между полами объясняется тем, что девушек по традиции не обучают Талмуду, являющемуся едва ли не основным предметом в ультраортодоксальных религиозных мужских учебных заведениях. Соответственно освободившиеся таким образом учебные часы уделяются в значительной степени светским предметам, необходимым для получения аттестата зрелости.

За последнее десятилетие более, чем в 10 раз – с 1000 до 108000 — выросло число ультраортодоксальных евреев, обучающихся в высших учебных заведениях. Около 1500 студентов из числа ультраортодоксальных евреев обучаются сейчас на вторую (MA) и даже на третью (PhD) ученую степень. Серьезное различие между полами наблюдается и здесь: 69% всех студентов из числа ультраортодоксальных евреев составляют женщины, а мужчин, соответственно, только 31%.

Ультраортодоксальные евреи серьезно отличаются от среднего израильтянина по предпочитаемым ими специальностям, которые они приобретают в высших учебных заведениях. Так, 34% всех студентов из числа ультраортодоксальных евреев, обучающихся на первую ученую степень (BA), изучают педагогику в то время, как в целом по Израилю этот показатель составляет только 18%. 11% из них изучают вспомогательные медицинские специальности (6% — в целом по Израилю). А вот на инженеров обучаются только 8% студентов из числа ультраортодоксальных евреев (18% в целом по Израилю).

Средний ежемесячный доход ультраортодоксальной религиозной семьи составляет 12616 шекелей (около 3600 долларов США). Это на 35% меньше, чем средний ежемесячный доход израильской еврейской семьи, не относящейся к ультраортодоксальному сектору. Различие в ежемесячном доходе на душу населения еще больше и составляет 171%: 2168 шекелей у ультраортодоксальных евреев (около 620 долларов) и 5876 шекелей (около 1680 долларов) у остальных израильских евреев.

При этом только 65% доходов ультраортодоксальной семьи составляет заработная плата (у прочего еврейского населения этот показатель составляет 78%). 24% их доходов составляют социальные пособия (у прочего еврейского населения – 12%), а 1% — доходы от капитала или пенсия (у прочего еврейского населения – 10%).

С 2005 по 2016 год доля ультраортодоксальных евреев, живущих ниже официального уровня бедности, снизилась с 58% до 45%. Это стало результатом целенаправленной политики правительства стимулирования включения ультраортодоксальных евреев на рынок труда. При этом доля семей, владеющих собственными квартирами, снизилась в ультраортодоксальном секторе населения с 79% в 2006 году до 75% в 2016 году. Это объясняется в первую очередь определенными социальными переменами, позволяющими молодым парам жить на съемных квартирах.

По данным 2016 года, только 42% взрослых ультраортодоксальных евреев имели водительские права (среди прочих евреев этот показатель составляет 81%). Соответственно только у 41% ультраортодоксальных семей есть автомашина (среди прочих евреев этот показатель составляет 79%). Это заметно больше, чем в 2003 году, когда аналогичных показатель среди ультраортодоксальных семей составил только 31%.

Число работающих ультраортодоксальных еврейских мужчин выросло с 2002 года по 2015 год с 35% до 52%. Среди ультраортодоксальных женщин этот показатель составил 50% и 73% соответственно.

По данным 2016 года, 34% мужчин, окончивших ультаортодоксальные религиозные учебные заведения, пошли на службу в ЦАХАЛ или на альтернативную гражданскую службу. При этом 81% из них предпочли пойти в армию, а на альтернативную службу, соответственно, только 19%.

Бросается в глаза разница между ультаортодоксальным и неультраортодоксальным еврейским населением в отношении обыкновения совершать поездки за границу. В то время, как среди ультраортодоксальных израильских евреев за границу ездят только 16%, среди прочего еврейского населения этот показатель составляет 47%. Это объясняется как разницей в уровне доходов, так и тем, что многие ультраортодоксальные евреи предпочитают не покидать Святой Земли по религиозным соображениям.

Подводя итог, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Сохраняются серьезнейшие различия между ультраортодоксальными религиозными евреями и остальными еврейским населением Израиля в таких сферах, как образование, участие в рынке труда, брачность, рождаемость, уровень доходов, стереотипы потребления, отношение к службы в армии и т.д.
  2. Вместе с тем налицо тенденция к постепенному приближению ультраортодоксальных евреев во всех упомянутых сферах к показателям, свойственным для еврейского населения страны в целом.
  3. В отдаленной перспективе эта тенденция может привести к серьезному изменению самого содержания понятия «ультраортодоксальный религиозный» в направлении его все большей модернизации.
  4. В этой связи представляется, что Израиль в реальности не стоит перед угрозой снижения уровня образования населения, снижения уровня производства и ослабления своей обороноспособности в связи с ожидаемым значительным увеличением доли ультраортодоксальных религиозных евреев в его населении.