- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: Моше Яалон начинает представлять свою политическую программу

Генерал-полковник запаса Моше (Буги) Яалон в сравнительно недавнем прошлом был членом Ликуда. Закончив свою армейскую карьеру в качестве начальника Генерального штаба ЦАХАЛа в 2006 году, в 2008 году он вступил в эту крупнейшую правую партию Израиля. Вскоре после этого состоялись очередные выборы в Кнессет, в результате которых победил возглавляемый Биньямином Нетаньяху Ликуд. В мае 2009 года Моше Яалон был назначен министром по стратегическому планированию. Следует отметить, что в тот период Министерство стратегического планирования не имело реального веса. Многие утверждали даже, что оно было создано просто для того, чтобы увеличить число министерских портфелей, подлежащих распределению при формировании правящей коалиции.

Моше Яалон не скрывал того, что он хотел бы получить портфель министра обороны. Однако, кроме него, в то время в правительстве был еще один бывший начальник Генерального штаба ЦАХАЛа – генерал-полковник запаса Эхуд Барак. Последний был значительно важнее для Биньямина Нетаньяху, не только и не столько потому, что когда-то Эхуд Барак был его армейским командиром, но из-за того, что он расколол крупнейшую левую партию Авода и с частью оставшихся под его руководством депутатов от Аводы создал новую фракцию – «Ацмаут», примкнувшую к правому правительству. Присутствие этой условно левой фракции и лично Эхуда Барака, зарекомендовавшего себя в качестве левого политика в его бытность премьер-министром Израиля в 1999-2001 гг., в правительстве Биньямина Нетаньяху имело немалое значение в тяжелый для Израиля период, когда США управлялись враждебной по отношению к еврейскому государству администрацией президента Барака Обамы. Это присутствие создавало видимость «национального единства» и в определенной степени ослабляло американское давление на Израиль.

Моше Яалон получил пост министра обороны в марте 2013 года, после того, как Эхуд Барак объявил о своем уходе из политики, а созданная им фракция «Ацмаут» прекратила свое существование. Моше Яалон оставался на этом посту до мая 2016 года, когда он объявил о своей отставке из правительства. Причиной его отставки стали слухи о том, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху намерен передать портфель министра обороны лидеру находившейся в течение некоторого времени в оппозиции партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) Авигдору Либерману, который выдвинул получение данного поста в качестве одного из основных условий присоединения своей партии к правящей коалиции.

Моше Яалон отказался от предлагавшихся ему премьер-министром альтернативных министерских портфелей и ушел сначала из правительства, а затем и из партии Ликуд. С тех пор он не перестает заявлять о своем намерении вернуться в большую политику в тех или иных рамках. Левая израильская пресса активно поддерживает Моше Яалона в качестве альтернативы Биньямину Нетаньяху, хотя сам Моше Яалон ни в коей степени не относит себя ни к левым, ни даже к центристам. Тем не менее, судя по всему, после долгих месяцев поисков нового политического дома для себя бывший министр обороны осознал, что сотрудничество с центристами и даже с левыми является для него необходимым злом, если он хочет получить хоть сколько-нибудь реальные шансы на победу над Биньямином Нетаньяху и Ликудом.

Об этом свидетельствует выступление Моше Яалона в субботу в богатом тель-авивском квартал Цахола на массовом мероприятии «Шабат тарбут» («Суббота культуры»). Он использовал свое выступление для рекламы своей еще не имеющей названия новой партии, во главе которой Моше Яалон, по его словам, намерен принять участие в следующих выборах в Кнессет.

«Как я уже заявлял, я намерен бороться за пост лидера государства, — заявил он в частности, — Я строю свою политическую силу, я буквально перепахиваю всю страну. Я приобрел большой опыт, и я не вижу кого-нибудь другого с таким опытом, как у меня. Целые команды работают у меня и формируют планы работы в основных сферах жизни, которые важнее всего для нас всех – в сферах образования, здравоохранения, национальных инфраструктур, жилищного строительства, транспорта, социальных служб и т.п.».

Подчеркивая свой четкий и продуманный стиль работы, бывший министр обороны среди прочего сказал: «Обратите внимание на то, что единственное министерство, у которого есть многолетний план работы, это Министерство обороны, и это план, который я подготовил и сформировал вместе с министром финансов». Возможно, упоминание министра финансов, которым в бытность Моше Яалона министром обороны был, как и сейчас, лидер правоцентристской партии «Кулану» Моше Кахлон, служит в данном случае намеком на то, с кем Моше Яалон рассчитывает в дальнейшем сотрудничать против Биньямина Нетаньяху.

Моше Яалон не стал пока объявлять о том, что его гипотетическая новая партия уже создана, однако, судя по его словам, партийный список уже формируется. «У меня есть список, — сказал он однозначно, — и я обнародую его, когда придет время, и вы будете удивлены только в лучшую сторону. Есть огромное пространство для соглашений и союзов от правых государственников, через центр и до левых сионистов для решения наших важнейших внутренних проблем. Я призываю к объединению. Внутренние проблемы, стоящие перед нами, находятся во главе моего порядка предпочтений, и именно они являются важнейшим национальным интересом в этот период времени. С военными и внешнеполитическими угрозами мы сумеем справиться».

Именно судя по этим словам, Моше Яалон намерен создать очередную «партию центра», какие уже не раз бывали в израильской истории. Словами про «правых государственников» он отмежевывается от тех, кто является, по его мнению, «крайне правыми». Надо полагать, что речь идет в первую очередь о возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», а также, отчасти и о Ликуде. Словами о «левых сионистах» Моше Яалон отмежевывается от левых радикалов из партии МЕРЕЦ, а также от определенных политиков из партии Авода, которым он фактически отказывает в праве называться сионистами. При таком подходе основным конкурентом его гипотетической партии должна стать возглавляемая депутатом Кнессета Яиром Лапидом центристская партия «Еш атид», которая, кстати, тоже постоянно пытается заниматься внутренними проблемами Израиля, избегая по возможности четко формулировать свое отношение к внешнеполитическим проблемам, являющимся основой разногласий между правыми и левыми в Израиле.

В дополнение к этому Моше Яалон подверг резкой критике принятый недавно Кнессетом закон о смертной казни для террористов. Он заявил по этому поводу: «Мы заплатим цену за популистские законы. В том числе и за закон о смертной казни для террористов. Мы даем инструменты (пропаганды – В.Ч.) в руки организаций и движений, действующих на международной арене, таких, как BDS (международное движение за бойкот Израиля – В.Ч.), которые подрывают нашу легитимацию. Закон допускал и до сих пор смертную казнь для террористов (до принятой Кнессетом поправки к закону приговор о смертной казни мог выноситься только единогласно, теперь для этого достаточно простого большинства – В.Ч.). Это вопрос политики, а не законодательства. Поэтому желательно прислушиваться к профессионалам в сфере безопасности». Учитывая, что инициатором закона о смертной казни для террористов был нынешний министр обороны Авигдор Либерман, нет никакого сомнения в том, что данный пассаж Моше Яалона был направлен лично против него и против возглавляемой им партии НДИ.