- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Религиозно-политическая составляющая реформаторского курса «младоаравийцев». Часть 2

«Почти король» Мухаммед бен Сальман не выступает с заявлениями о секуляризме, которые позволяют себе эмиратские «младоаравийцы». Он призывает вернуться к настоящему, толерантному исламу, лишённому нетерпимости. На той же октябрьской конференции, где роботу-андроиду Софии было предоставлено саудовское подданство, Мухаммед бен Сальман заявил: «Мы были не такими. И мы сейчас лишь возвращаемся к тому, на чём мы стояли, — к Исламу, открытому всем религиям, традициям и народам». «Мы хотим жить естественно – в соответствии с принципами нашей терпимой Религии, с нашими добрыми обычаями и традициями. Сосуществовать с миром. Участвовать в развитии нашей Родины и мира».

Это возвращение к толерантному исламу, открытому миру предполагает борьбу против экстремизма, который, по утверждению Мухаммеда бен Сальмана, был «экспортирован» в Саудовскую Аравию Ираном. Он указывает дату этого «экспорта» — 1979 г. Для саудовцев эта дата значима. Тогда в ноябре-месяце действительно произошли события, приведшие к «закручиванию» гаек в королевстве в религиозно-политической области. Что стало реакцией на синхронные экстремистские акции в ноябре 1979 г. — восстание в духе Исламской революции в Восточной провинции Эль-Хаса и «восстание Джухаймана» с захватом Святых мест в Мекке и провозглашением Махди (см. подробно: А.А.Игнатенко. Халифы без халифата. М., 1988. Раздел «Несостоявшееся пришествие Спасителя». С. 19 и сл.)

В октябре 2017 г., на конференции, где презентовали Софию, Мухаммед бен Сальман заявил: «Мы не станем терять 30 лет нашей жизни, взаимодействуя с экстремистскими идеями. Мы их уничтожим прямо сегодня». В этих словах – отрицание активности предыдущего наследного принца Мухаммеда бен Наефа, которого на этой должности в 2017 г сменил Мухаммед бен Сальман. С 2003 г. в Саудовской Аравии создавалась и действовала сеть «перековки» экстремистов и джихадистов, воевавших в разных джихадах, включая ИГ* и просаудовские группировки в Сирии после 2011 г. Они были названы «Центры принца Мухаммеда бен Наефа по дружескому увещеванию» (араб. Маракиз аль-амир Мухаммад бен Наиф ли-ль-мунасаха»). Ежегодно публиковались итоги работы этих центров — 92% отошедших от ложных идей. К работе центров привлекалось ваххабитское духовенство – члены Совета великих улемов, верховный муфтий королевства, полусотня проповедников. Публиковалась и обобщённая статистика: объявлялось, что 3 000 возвращенцев с джихадов за время работы центров отошли от неправильных идей в результате их «дружеского увещевания». Однако в действительности эти центры стали своего рода домами отдыха для джихадистов — и «перековавшихся», и неперековавшихся. Какая-то их часть возвращались к своему джихадистскому ремеслу. Так, один из руководителей «Аль-Каиды» в Йемене был «выпускником» «Центра принца Мухаммеда бен Наефа по дружескому увещеванию», прошедшим курс «дружеского увещевания» и раскаявшегося на словах. Не говоря уж о 8%, которые оставались при своих взглядах на ваххабитский ислам как мотивировку джихада в разных концах света. И что, пожалуй, самое главное, на территории самой Саудии стали появляться филиалы – «вилаеты» «Исламского государства»*.

В январе 2014 г. король Абдалла издал указ, в соответствии с которым вместо «дружеского увещевания» должны были подвергаться тюремному заключения от трёх до двадцати лет те, кто принимал участие в [несанкционированных] боевых действиях за рубежами КСА; то же наказание предполагалось за принадлежность к экстремистским религиозным и идеологическим течениям и группировкам или квалифицируемым как террористические в Саудовской Аравии, в регионе или на международном уровне, их поддержка, приятие их идеологии или методов, выражение солидарности с ними в той или иной форме, предоставление им материальной или моральной поддержки, пропаганда или поощрение к осуществлению чего бы то ни было из перечисленного устно или письменно. Если что-то из указанного совершает офицер вооружённых сил или рядовой, то он наказывается тюремным заключением на срок от пяти до тридцати лет. Если в [несанкционированных] боевых действиях за рубежом участвуют офицеры вооружённых сил, они подвергаются тюремному заключению от пяти минимум до тридцати лет максимум. Стала осуществляться антиэкстремистская «зачистка» духовенства. Не менее трёх тысяч имамов-хатыбов мечетей, допускавших в проповедях призывы к молодёжи отправляться на джихад в Сирию, были уволены.

«Младоаравийцы» в Саудовской Аравии стали бороться против религиозного экстремизма на системной основе. Они создали инфраструктуру противодействия религиозному экстремизму. Главным объектом противодействия этих структур является суннитский религиозный экстремизм, представленный в первую очередь, но не исключительно, идеологией и деятельностью «Братьев-мусульман». Но «цепляет» эта борьба и, как минимум, отдельные аспекты салафизма (ваххабизма).

Что характерно, эти структуры были созданы в силовых министерствах – Министерстве внутренних дел (МВД) и Министерстве обороны (МО), по известному принципу: «Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом». Отметим кстати, что в рамках Национальной гвардии создан подчиняющийся лично принцу Мухаммеду бен Сальману составленный из отборных военнослужащих разных родов войск и спецназа «Батальон Ас-Сайф аль-Аджраб». Он в январе 2018 г. арестовал 11 принцев, которые пришли в королевский дворец с протестами против повышения коммунальных платежей.

В Министерстве внутренних дел (руководить которым после назначения принца Мухаммеда бен Сальмана наследником престола был определён новый министр – конечно же, из «младоаравийцев») и Министерстве обороны (которым руководит сам принц Мухаммед бен Сальман) были созданы специальные антиэкстремистские структуры. В МВД создано особое подразделение – «Управление идеологической безопасности» (араб. Идара аль-амн аль-фикри). По циркулярам этого Управления в мечетях читаются антиэкстремистские проповеди – вплоть до того, что серия лекций-проповедей против экстремизма под названием «Неумеренность и экстремизм» (араб. Аль-гулювв ва-т-татарруф) была прочитана Ахмадом Джайланом под эгидой Управления идеологической безопасности МВД в Мечети Пророка в Медине в декабре 2017 г.

[1]

[2]

Главная забота «Управления идеологической безопасности» МВД — социальные сети, и особенно – «Твиттер». Саудовская Аравия лидирует на Ближнем Востоке (без учёта Израиля) и в Северной Африке по части использования «Твиттера». В Саудовской Аравии «Твиттером» пользуются 5,4 млн человек (при населении 33 млн). Они продуцируют 210 млн твитов в месяц, что составляет 40% от арабоязычных твитов всего региона. При этом, по утверждению саудовских властей, в «Твиттере» есть 20 тыс. учётных записей экстремистско-террористической направленности. «Управление идеологической безопасности» отслеживает эту экстремистскую активность в «Твиттере» и, по мере сил и возможностей, отвечает на экстремистские вызовы, публикуя в «Твиттере» твиты в духе умеренного, неэкстремистского ислама, тезисы того же Ахмада Джайлана.

Саудовское МВД сделало беспрецедентную вещь. Впервые в мире оно разработало и запустило бесплатное приложение «Все мы – безопасность!» (араб. Куллюна амн!), позволяющее пользователям «Твиттера» отслеживать экстремистские и террористические идеи и доводить их до сведения «Управления идеологической безопасности» с целью противодействия им в той или иной форме

[3]

Министерство обороны КСА создало «Центр идеологической войны» (араб. Марказ аль-харб аль-фикрийя). Его страничка в «Фейсбуке» пользуется большой популярностью у арабоязычных пользователей: на неё в декабре 2017 г. был подписан 1 млн человек. «Нравится» он соответствующему количеству пользователей — 973 977 человекам. –

[4]

Есть учётная запись «Центра идеологической войны» и в Твиттере —

[5]

Заявленная задача «Центра идеологической войны» – борьба против экстремизма и терроризма. Занимается ЦИВ и книгоизданием. В 2017 г. им был издан фундаментальный труд – 4 тома книги «Опровержение трактовок неумеренными и экстремистами текстов Сунны и Пророческой Сиры (Жизнеописания Пророка)» (араб. Накд истидлялят ахль аль-гулювв ва-т-татарруф би-нусус ас-Сунна ва-с-Сира ан-Набавийя, автор: Ахмад Джайлан, под редакцией Мухаммеда аль-Исы, генерального секретаря Лиги исламского мира, ЛИМ) —

[6]

Обратим внимание  на то, что таких текстов (хадисов, или высказываний Пророка Мухаммеда; описаний его действий и поступков), на которые необоснованно, как доказывают авторы, ссылаются экстремисты и террористы, набралось на 4 больших тома!