- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Йеменские хоуситы угрожают морскому судоходству в Красном море

Йеменские мятежники-хоуситы могут заблокировать международные судоходные маршруты в Красном море. Об этом, как сообщил во вторник новостной портал «Аль-Масдар», заявил один из лидеров йеменского повстанческого движения «Ансар Аллах» Салех ас-Самад на встрече с представителем генерального секретаря ООН по Йемену Маином Шаримом. «В случае, если коалиция во главе с Саудовской Аравией не прекратит осуществлять воздушные налеты в районе портового города Ходейда на западе страны, мы ограничим доступ к международным судоходным маршрутам в Красном море», — приводит портал слова ас-Самада. С августа 2014 года в Йемене продолжается противостояние между легитимными с точки зрения мирового сообщества властями и формированиями хоуситов. В наиболее активную фазу конфликт перешел с началом вторжения по просьбе президента Абд Раббо Мансура Хади в марте 2015 года аравийской коалиции. По данным йеменского Центра по правам и развитию, с весны 2015 года были убиты более 10 тысяч мирных жителей. Согласно оценкам ООН, свыше 21 млн жителей страны — более 70% ее населения — нуждаются в гуманитарной помощи. В этой связи хоуситы в общем-то бьют по самой уязвимой точке КСА и ОАЭ в виде гуманитарного аспекта, который серьезно осложняет попытки блокирования силами коалиции порта Ходейда.  Сразу же отметим, что хоуситов мало волнует эта уже полным основанием гуманитарная катастрофа. В первую очередь их интересует тема беспрепятственного функционирования  канала материально-технического снабжения из Ирана, который идет именно через Ходейду. Бомбардировки этого порта на сегодняшний день является единственной фактической возможностью для сил коалиции хоть как-то воздействовать на ситуацию, поскольку сухопутное наступление по побережью Красного моря в настоящее время остановлено ОАЭ в силу их противоречий с КСА по целому ряду вопросов о будущем политическом устройстве страны.

Но факт остается фактом. Хоуситы не только смогли оправиться от последствий неудачного попытки переворота, которую предпринял экс-президент Йемена А.А.Салех в конце прошлого года, но и сохранили основные каналы поставок вооружения и боеприпасов из Ирана. Об этом свидетельствуют последние по времени события в Йемене. Сторонники йеменского мятежного движения «Ансар Аллах» (хоуситы) объявили о сбитом ими в воскресенье 7 января военном самолете аравийской коалиции, которую возглавляет Саудовская Аравия. Об этом сообщил телеканал «Аль-Джазира» со ссылкой на заявление «Ансар Аллах». За неделю до этого коалиция потеряла еще один самолет «Торнадо». Несмотря на то, что саудовцы поспешили заявить о том, что причиной падения стала «техническая неисправность», эксперты сходятся во мнении, что оба этих инцидента связаны с переносными системами ПВО, которыми располагают хоуситы. Особо отметим, что еще осенью прошлого года хоуситы стали получать северокорейские ПЗРК, в результате чего была фактически сорвана операция саудовского спецназа по заброске диверсионных групп в районах по периметру Саны, которые должны были помимо собственно диверсий, организовывать группы сопротивления среди местных племен. Тогда в результате применения этих ракет  погибло в результате уничтожения вертолета практически все командование саудовского спецназа. Теперь дело дошло и до самолетов, которые с целью более прицельного бомбометания вынуждены снижаться на высоту радиуса действий ПВО. Это может быть серьезным моментом, который вынудит силы коалиции проводить свои авианалеты с большей высоты, а значит — и с меньшим эффектом с точки зрения точности ударов. Кстати, отсутствие у саудовских ВВС достойного количества высокоточных прицелов является одной из тем претензий Эр-Рияда к Вашингтону, который пока отказывается поставлять такой вид оборудования ВВС КСА. Прежде всего, опять же в силу жестко-негативной  реакции на это со стороны Демократической партии и местных НПО. И увязывается это опять же с темой гуманитарного кризиса и  бомбардировками ВВС коалиции мирных целей. Ранее мы уже сообщали, что хоуситы часто пользовались этой ситуацией и намеренно через агентов-двойников наводили самолеты коалиции на заведомо мирные цели. Или ликвидировали таким образом своих задержанных политических противников. Как это уже случилось после попытки мятежа в Сане, когда таким примерно образом  саудовскими руками было  ликвидировано несколько десятков функционеров салеховской партии Всеобщий народный конгресс, которых поместили в одно здание, а затем навели на него самолеты ВВС КСА.  Возникает закономерный вопрос — насколько заявления хоуситов о возможности блокирования морских коммуникаций обоснованны? В этой связи отметим, что полностью парализовать такого рода маршруты они не в состоянии, но в их силах доставить на этом направлении немало хлопот. Прежде всего напомним  о наличии у хоуситов противокорабельных ракет, которыми они смогли самым серьезным образом повредить эмиратовский сухогруз и саудовский корвет, а также дважды (правда, безуспешно) обстрелять американский эсминец в прошло году. Вторым средством для такого рода операций надо отметить морские дроны, с помощью которых в конце прошлого года был выведен из строя боевой корабль ВМФ КСА, а также затоплен эмиратовский сухогруз с оружием и продукцией для производства дронов израильского производства и аппаратуры радиоперехвата, которые были закуплены на «черном рынке» вооружения в ЮАР.  Причем атака на первый корабль произошла как раз в районе порта Ходейда, а вторая атака уже в Хадрамауте в Индийском океане. Это говорит о том, что радиус действия групп хоуситов  не ограничивается исключительно побережьем  Красного моря. Еще одним средством воздействия на караваны судов у хоуситов является классическая иранская схема применения быстроходных катеров с использованием в качестве средств поражения простых РПГ. В свое время иранцы очень удачно апробировали этот способв рамках атаки танкеров в Ормузском проливе.