- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О соревновании украинских и китайских производителей бронетанковой техники за контракт на поставку основных боевых танков для СВ ВС Пакистана

По данным СМИ КНР, в декабре 2017 г. на территорию Пакистана была доставлена опытная партия основных боевых танков VT-4, которые корпорация НОРИНКО выпускает специально для поставок на экспорт. Известно, что пакистанские военные уже провели серию испытаний данного танка три года назад и по их результатам вынесли неутешительный вердикт – данный танк не может быть принят на вооружение по следующим причинам:

– турбодизельный двигатель китайского производства не обеспечивает необходимый уровень мощности в условиях высокогорья и пустынь Пакистана;

– автоматическая трансмиссия подвержена перегреву;

– штатные боеприпасы танковой пушки не обеспечивают пробитие листа гомогенной брони толщиной более 550 мм;

– система кондиционирования не обеспечивает комфортные условия для экипажа.

Указанные в 2014 г. замечания были серьезными и китайские конструкторы забрали свои машины для проведения доработок. Следует отметить, что основным стимулом к совершенствованию конструкции VT-4 стал конкурс «Танковый биатлон» Международных Армейских Игр, проводимых в Российской Федерации. Как известно, данное соревнование экипажей основных боевых танков проходит на полигоне «Алабино» в августе. Метеоусловия в это время  обеспечивают возможность проведения наглядных испытаний практически всех компонентов танка.

Так, именно при подготовке к «Танковому биатлону» китайские конструкторы разработали новый двигатель с максимальной мощностью 1500 л.с. и электрогидравлическую трансмиссию CF1000, которая оснащена двумя дополнительными вентиляторами и масляными кулерами. Следует отметить, что конструкторы НОРИНКО максимально облегчили процесс вождения танка за счет установки штурвала, на котором размещено кнопочное управление трансмиссией. Кроме того в носовой части танка установлено две видеокамеры, которые передают изображение на монитор, установленный справа от водителя-механика.

Также была проведен пересмотр аппаратного комплекса стрелка-наводчика и командира и за счет повышения автоматизации (применены более производительные процессоры китайского производства) с пультов управления были убраны излишние переключатели и кнопки. Кроме того, специалисты предприятий ОПК КНР модернизировали систему кондиционирования – увеличили емкость баков с охлаждающим реагентом, а также размер вентиляторов и скорость их вращения.

Самым сложным моментом для китайских оружейников было обеспечение точности стрельбы из танковой пушки при высокой температуре окружающего воздуха. Известно, что нагрев ствола приводит к его изгибу, а значит снижению точности стрельбы, а китайские технологии изготовления термозащитного кожуха танковой пушки по состоянию на 2014 г. проигрывали украинским. Именно в результате участия в «Танковом биатлоне» военнослужащие бронетанкового подразделения Западного Военного Округа НОАК в инициативном порядке разработали и изготовили несколько устройств для механико-оптической выверки линии прицеливания.

Известно, что для повышения удобства экипажа ОБТ VT-4 китайские конструкторы разместили оптико-лазерный калибратор на крыше башни (установлен в фиксированном положении над продольной осью танка), который позволяет командиру и стрелку-наводчику выверять линию прицеливания на стоянке вне зависимости от плотности грунта.

Рассматриваемая боевая машина китайского производства уже принята на вооружение бронетанковых подразделений Сухопутных войск ВС Королевства Таиланд и вторым заказчиком данного ОБТ в самое ближайшее время может стать Пакистан, однако это процесс затягивается по причине конкурентной борьбы с ОПК Украины.

Как известно, в августе 2017 г. представители СВ ВС Пакистана посетили Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова и ЗТМ им. Малышева для ознакомления с действующими образцами основного боевого танка Т-84М «Оплот», который разработан украинскими конструкторами на базе танка Т-80УД, которые уже знакомы пакистанским танкистам. Как сообщают китайские источники, пакистанская делегация провела переговоры о проведении капитального ремонта наличных Т-80УД с модернизацией, а также о поставках новых ОБТ Т-84М «Оплот».

Представители корпорации НОРИНКО достаточно спокойно отнеслись к информации о том, что украинские предприятия ОПК проведут ремонт танков Т-80УД, которые практически исчерпали эксплуатационный ресурс, а более 20% боевых машин переведено на базы хранения вследствие невозможности проведения ремонта силами пакистанских специалистов.

Конечно, китайские оружейники были неприятно удивлены решением пакистанской стороны приобрести значительное количество танков Т-84М «Оплот» для повышения боевых возможностей бронетанковых подразделений. Основные визави пакистанских танкистов – основные боевые танки Т-90С (пр-во РФ) и противотанковые ракетные комплексы Spike (пр-во Израиль) с боекомплектом в количестве 8000 ракет. По данным пакистанской разведки, танки Т-90С российской сборки до сих пор остаются в строю, тогда как боевые машины, собранные на производственной линии в Индии периодически выводят из эксплуатации для проведения ремонта ходовой части, агрегатов трансмиссии и двигателей.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий сообщают, что в настоящее время в распоряжении СВ ВС Украины находится от 10 до 20 танков Т-84М, которые необходимы украинским военным для проведения боевых операций в юго-восточных регионах страны. Китайские оружейники отмечают высокое качество изготовления и функционирования такого компонента Т-84М «Оплот» как система управления огнем, которая включает дневной, телевизионный и ночной прицелы, лазерный дальномер и панорамный комплекс командира.

Специалисты корпорации НОРИНКО высоко оценили возможности системы динамической защиты украинского производства, которая обеспечивает надежную защиту экипажа даже при обстреле из танковой пушки или ПТУР.  Следует отметить, что боевая машина украинского производства по многим параметрам превосходит основной боевой танк VT-4, предназначенный для поставок на экспорт и понимание своих недостатков привело к тому, что китайские инженеры провели серьезную модернизацию своего танка.

Известно, что пакистанские военные посетили подразделения бронетанковых войск Королевства Таиланд для ознакомления с опытом тайских военных в области эксплуатации ОБТ VT-4 в условиях субтропических джунглей, максимальной влажности и т.д. Известно, что благодаря двум раздельным системам кондиционирования (одна в башне, вторая в корпусе) для экипажа и бортовой электроники созданы оптимальные условия работы. Первый кондиционер установлен за противокумулятивными решетками в задней части башни, а второй в надгусеничной полке с левой стороны корпуса.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным выделить следующие причины, по которым пакистанские военные с большой долей вероятности приобретут ОБТ VT-4.

Во-первых, украинские конструкторские бюро и танкостроительные предприятия утеряли значительную часть сотрудников, которые переехали на работу в другие страны, в том числе в КНР.

Во-вторых, оборонно-промышленный комплекс Украины практически не в состоянии наладить крупносерийный выпуск ОБТ Т-84М «Оплот» из-за разрыва кооперации с поставщиками из РФ.

В-третьих, на примере тайского контракта пакистанские военные убедились в способности предприятий ОПК КНР своевременно и качественно изготавливать боевые машины для иностранных заказчиков.

Конечно, пакистанские военные обратили внимание и на танки Т-90А/С, которые ВС РФ направили в Сирийскую Арабскую Республику, а подразделения укомплектованные российским военнослужащими не потеряли ни одной боевой машины за два с половиной года участия в боевых действиях даже в условиях массированного применения ПТУР исламистами и антиправительственными группами. Основной минус ОБТ китайского производства в сравнении с Т-90 это его стоимость, которая достигает 5,8 млн долл.США за единицу, тогда как иностранные военные могут приобрести Т-90 практически в два раза дешевле.