- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки возможностей американской военной техники, принятой на вооружение ВВС ключевых стран Ближнего Востока

По данным СМИ КНР, 7 и 8 января 2018 г. в воздушном пространстве Йемена над территорией мухаффазы Саада подразделения ПВО хоуситов сбили истребитель-бомбардировщик «Торнадо» и истребитель-бомбардировщик F-15S ВВС Королевства Саудовская Аравия. В отношении первого самолета известно, что хоуситы успешно применили зенитно-ракетный комплекс «Сайед 1» (иранская копия советского ЗРК С-75) и поразили боевой самолет противника одной ракетой. По данным йеменских и саудовских источников, оба пилота были успешно эвакуированы.

Второй истребитель-бомбардировщик был сбит хоуситами при использовании довольно интересной схемы. По данным китайских специалистов, при перехвате самолета противника, который выполнял полет на малой высоте, йеменские хоуситы использовали две импровизированные пусковые установки (на базе грузовых автомобилей), передвижной электрогенератор, а для сопровождения воздушной цели и наведения ракетного оружия была использована оптико-электронная станция (ОЭС) Ultra 8500 производства известной американской компании FLIR Systems.

Указанная станция отнесена к продукции коммерческого/гражданского класса, предназначена для обнаружения и автоматического сопровождения надводных, наземных и воздушных объектов в дневное и сумеречное время. Фактически американская компания, которая поставляет ОЭС для нужд ВВС США и стран-членов НАТО поставила необходимое оборудование для противников Вашингтона и Эр-Рияда. Известно, что в поворотном корпусе Ultra 8500 вместе с цифровыми телевизионными камерами установлен лазерный дальномер, который обеспечивает определение расстояния до цели.

Следует отметить, что передовые наблюдатели ПВО хоуситов заблаговременно заметили приближающийся самолет, что позволило группе наведения настроить ОЭС и принять его на автоматическое сопровождение. После включения лазерного дальномера и устойчивого сопровождения самолета на протяжении полутора-двух минут импровизированный расчет ПВО произвел пуск управляемой ракеты класса «воздух-воздух». По данным китайских источников, в рассматриваемом эпизоде перехвата боевого самолета противника йеменские хоуситы впервые успешно использовали советскую ракету Р-27Т с пассивной тепловой головной частью наведения (по другим данным Р-73).

После того, как ракета самостоятельно обнаружила F-15S сигнализация в кабине саудовского летчика сообщила о том, что самолет находится под обстрелом. Согласно уставных документов ВВС КСА, пилот истребителя-бомбардировщика задействовал тепловые ловушки и одновременно с этим увеличил тягу двигателей с целью уйти от ракеты на сверхзвуковой скорости, однако летчик по странному стечению обстоятельств не выполнил ни одного противоракетного маневра.

Именно такая последовательность действий привела к плачевному для ВВС КСА результату. Турбореактивные реактивные F-15S на форсажном режиме обладают более ярким тепловым следом и явно выделяются на фоне тепловых ловушек, которые система отстреливает последовательно с заданным интервалом. Такую разницу температур установили йеменские хоуситы, которые сопровождали самолет и ракету при помощи ОЭС Ultra 8500. На экране монитора наводчика был отчетливо виден момент приближения ракеты к самолету, разницу в тепловом свечении ловушки и двигателя самолета.

После проведенного анализа ситуации можно сделать следующие выводы:

– йеменские хоуситы и иранские военные советники на практике реализуют подходы передовых стран Запада, которые используют управляемые ракеты класса «воздух-воздух» для создания наземных мобильных комплексов ПВО малой дальности/самообороны объектов. Основное отличие западных образцов – высокая стоимость, обусловленная большим количеством сложных электронных компонентов.

– представители ОПК США прекрасно осведомлены о низкой отвлекающей способности своих тепловых ловушек, однако продолжают поставлять их своим стратегическим партнерам на Ближнем Востоке.

В этих условиях, американским специалистам необходимо разработать новые ловушки с повышенной тепловой сигнатурой, а саудовским летчикам пройти курсы повышения квалификации в вопросах экстренного противоракетного маневрирования.

Представляется необходимым привести пример качественно иного подхода ВВС Армии обороны Израиля к применению истребителей-бомбардировщиков типа F-15. Указанные боевые самолеты в модификациях А, В и С (в длвухместных вариантах) достаточно активно и вполне эффективно выполняют большой спектр боевых задач.

По данным китайских источников, рассматриваемые истребители-бомбардировщики  уже сняты с вооружения даже в подразделениях Национальной Ггвардии ВВС США. По информации СМИ КНР, в последний год пребывания Барака Обамы на посту президента США, авиационные подразделения ВВС АОИ получили 10 истребителей-бомбардировщиков F-15D, срок эксплуатации которых достиг уже 32 лет. По данным китайских аналитиков, израильские военные регулярно получают необходимые компоненты для ремонта и обслуживания рассматриваемых самолетов с баз хранения ВВС США, на которые выведено более 30 одноместных истребителей-бомбардировщиков F-15.

Следует отметить, что израильские военные согласились получать в качестве военной помощи исключительно двухместные варианты рассматриваемых истребителей-бомбардировщиков, которые именно благодаря размещению специальной аппаратуры для штурмана/оператора разведывательного комплекса/вооружения позволяют выполнять даже несвойственные боевые задачи.

Китайские специалисты отмечают, что инженеры и техники ВВС АОИ в сотрудничестве с предприятиями национального ОПК после получения данных самолетов проводят следующие работы:

– капитальный ремонт двигателей;

– проверка конструкции планера;

– замена аппаратуры связи американского производства на собственный комплекс высокоскоростной широкополосной спутниковой связи, позволяющий каждому такому самолету передавать разведывательные данные на командные пункты ВВС и ПВО АОИ. После проведенных работ данные боевые самолеты получают условное обозначение BAZ («Кондор»).

Кроме того, израильские специалисты устанавливают программное обеспечение национального производства, которое позволяет применять авиационные средства поражения (управляемые ракеты класса «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы) американского, европейского и израильского производства. Также для удобства пилотов в Израиле налажен выпуск современных летных шлемов, которые по своим характеристикам не уступают образцам, предназначенным для комплектования истребителей F-22 и F-35.

По материалам публикаций в китайских специализированных военно-политических изданий известно, что ВВС АОИ достаточно активно используют F-15D  BAZ для следующих задач:

– патрулирование рубежей воздушной границы;

– разведывательные полеты на большую дальность и нанесение ракетно-бомбовых ударов по объектам военного назначения в Исламской Республике Иран и Сирийской Арабской Республике.

С учетом большого расхода топлива на сверхзвуковом режиме F-15D BAZ и следующая модификация F-15I Raam («Гром») ВВС АОИ в обязательно порядке укомплектованы двумя  подвесными топливными баками емкостью по 750 галлонов каждый. Китайские специалисты отмечают высокое качество изготовление данных элементов оборудования, а также контроль за техническим состоянием самолетов, что обуславливает практически нулевую аварийность. Для сравнения следует привести регулярные потери ПТБ однотипными самолетами, которые находятся на вооружении авиационных подразделений Сил самообороны Японии.

Подводя итог вышесказанному, совершенно очевидно, что один и тот же тип боевого самолета при разном уровне квалификации техников, инженеров и пилотов позволяет выполнять одинаковые боевые задачи с диаметрально противоположным результатом. Китайские специалисты отмечают, что регулярные потери авиационной техники и пилотов ВВС КСА хотя и не сказываются на морально-психологическом состоянии саудовских военных, но при этом они практически не выносят опыта из этих потерь. В этой ситуации Командованию ВВС КСА остается надеяться только на технические средства радиоэлектронной борьбы и тепловые ловушки своих истребителей-бомбардировщиков американского производства, которые пока не доказали своей эффективности.