- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политика Израиля в отношении мигрантов из Африки и её оценки

В числе направлений, которые планируется активно продвигать в наступившем году, израильское правительство обозначило среди прочего борьбу с выходцами из Африки, которые квалифицируются властями не как беженцы или лица, ищущие убежища, а трудовые мигранты, находящиеся в государстве нелегально. Еще в 2012 г. премьер-министр Израиля предостерегал, что 60 000 мигрантов могут с легкостью превратиться в 600 000, в августе 2017 г., дважды посетив Тель-Авив и пообщавшись с населением, Биньямин Нетаньяху заявлял: «мы вернем юг Тель-Авива гражданам Израиля, они (выходцы из Африки – авт.) не беженцы, а «инфильтранты», находящиеся в поисках работы». На первом в 2018 г. заседании кабинета министров он продолжил развивать это направление, сообщив: «Каждая страна должна охранять свои границы. Противодействие нелегальному проникновению является одновременно правом и фундаментальной обязанностью суверенного государства».

Развивая свою мысль, Б.Нетаньяху сообщил о двух, выражаясь его языком, «хороших акциях», направленных на борьбу с мигрантами. Первая заключается в строительстве защитного барьера на границе с Синаем, появление которого, как подчеркнул глава правительства, позволило «снизить незаконное проникновение в Израиль до нуля». Логическим продолжением должна является депортация выходцев из Африки, развивать которую планируется по двум направлениям. С одной стороны лицам, добровольно согласившимся выехать в свою страну или соседние государства, расположенные к югу от Сахары, будет предоставлена субсидия в размере 3500 долларов, а также компенсация расходов на перелет.

По данным СМИ в бюджете на эту программу заложено более 40 млн долларов, а в качестве стран, которые, как ожидается, примут мигрантов, фигурируют Уганда и Руанда.  Правительственные источники упомянутых государств наличие таких договоренностей пока не подтверждают, хотя во внешнеполитическом ведомстве Руанды не отрицают, что несколько лет назад переговоры на эту тему проводились. Мало того, в прессе встречаются неподтвержденные официально данные, в соответствии с которыми страна готова принять лишь около 10 000 мигрантов, ныне находящихся в Израиле, и только при наличии их согласия на отъезд. Тем, кто в течение ближайших трех месяцев не покинет государство, грозит лишение свободы. Под действие инициативы не должны попасть те, кому в стране был присвоен статус вынужденного переселенца или беженца, однако, по данным ООН, таковых насчитываются лишь единицы.

Проект, уведомление о начале которого уже стало рассылаться лицам, подпадающим под его условия, стал результатом работы министра внутренних дел Арье Дери (ШАС) и министра общественной безопасности Гилада Эрдана (Ликуд). Последний, комментируя ситуацию, заявил: «мы закрываем центр временного содержания в Холоте чтобы сделать нелегальным мигрантам четкое предупреждение: Государство Израиль намерено дать жителям Южного Тель-Авива их нормальную жизнь». По данным, представленным в правительственных источниках и местных СМИ, на территорию страны успело прибыть порядка 60 000 мигрантов из Африки, большинство из которых являются выходцами из Эритреи и Судана.

Основная волна критики выдвинутой инициативы исходит от неправительственных организаций. Одна из них под названием African Refugee Development Center (ARDC), основанная в 2004 г. для поддержки выходцев из Африки, которых они рассматривают в качестве лиц, нуждающихся в убежище, утверждает, что общая численность указанной категории лиц составляет менее 1 % населения, в то время как трудовых мигрантов в стране в два раза больше. Аналогичные протесты заявляют и представители другой НПО The Hotline for Refugees and Migrants, по данным которой, в Израиле сегодня находится более 20 000 нелегальных трудовых мигрантов из Грузии и Украины.

На сторону африканских беженцев в Израиле встали и специализированные учреждения ООН. 9 января Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) обратилось к Иерусалиму с призывом, в котором говорилось: «В то время как УВКБ ООН и международные партнеры участвуют в экстренной эвакуации из Ливии, вынужденное переселение в страны, которые не обеспечивают эффективной защиты, и дальнейшее перемещение этих людей в Ливию и Европу вызывает особую тревогу». В качестве основных причин для опасений за жизнь тех, кого Израиль намерен выдворить со своей территории, называются условия жизни в странах, куда они должны быть перемещены, недостаточные возможности для их первоначальной поддержки, а также заранее объявленное наличие у них денег, представляющих потенциальную приманку для преступников. Помимо этого УВКБ, подход которого к проблеме беженцев ближневосточное государство рассматривает в качестве более правильного в сравнении с другими институтами ООН, настаивает, что на пути в Израиль эти люди уже столкнулись с большим количеством трудностей и лишений, а теперь вновь будут вынуждены подвергнуть свою жизнь угрозе.

Остро реагирует на события и израильская пресса. Больше всех не стесняется в выражениях газета Haaretz, именующий действия правительства не иначе как позор, порождение расизма и поиск безнравственных обходных решений. Мало того, ссылаясь на заявление министра туризма Ярива Левина, журналисты газеты подчеркивают, что потребность в рабочей силе, как минимум, в этом секторе высока, а для удовлетворения спроса привлекаются низко квалифицированные кадры с Филиппин. Во многом схожих позиций придерживается и Jerusalem Post, утверждая, что не выходцы из Африки привели к возрастанию опасности для местного населения, а наоборот были изначально помещены в наиболее неспокойные районы.

В целом, несмотря на внутреннее и внешнее давление прогнозировать отход правительства от заявленного курса на борьбу с мигрантами из Африки нельзя, поскольку его первостепенное значение определяется характером нынешних взаимоотношений партий, входящих в правительственную коалицию. Однако основу начатой инициативы должна составить именно депортация, а не заключение под стражу, поскольку в противном случае израильские тюрьмы окажутся переполненными. Помимо этого дополнительные сложности могут быть созданы в силу наслоения проблемы на дискуссии по поводу судьбы палестинских беженцев, обострившиеся на фоне американской инициативы сократить их финансовую поддержку.