- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых особенностях турецко-израильских отношений на нынешнем этапе

Несмотря на серьезное ухудшение отношений между Израилем и Турцией, число турецких туристов, прибывающих в еврейское государство, имеет тенденцию к росту. Так, согласно официальным данным Центрального статистического бюро Израиля, за последние 11 месяцев их число увеличилось на 19 %, а в ноябре 2017 года их было больше даже на 41% по сравнению с аналогичным показателем за ноябрь 2016 года.

Однако речь не идет об обычном туризме. Турецкие туристы склонны нарушать общественный порядок в Иерусалиме, в особенности в иерусалимском Старом городе. В частности посещение ими расположенного там Армянского квартала превратилось в серьезную проблему. В этом отношении показательны слова иерусалимской армянки, историка Джоджет Авакян, живущей в Армянском квартале. В беседе с корреспондентом влиятельного израильского еженедельника «Макор ришон» она в частности рассказала: «Под окном моего дома проходят шумные группы туристов из Турции. По пути они проходят мимо стены, на которой армянская община представляет исторические карты, описывающие геноцид армянского народа. Экскурсоводы — не важно, идет ли речь о турецком экскурсоводе или же о говорящем по-турецки палестинском экскурсоводе, объясняют им, что здесь Армянский квартал. В ответ турецкие туристы ругаются, плюют на стену, рвут исторические карты или оставляют на них враждебные надписи. На них пишут “ложь” и ”лгуны” и тем самым оскорбляют самые глубокие чувства и историческую память. Это варварский и хитрый процесс отрицания геноцида армянского народа под прикрытием безобидного туризма».

Обмен враждебным надписями на стенах между турецкими гражданами, приезжающими в Иерусалим, и местными армянами уже создал определенную отрицательную динамику. В этой связи в Иерусалиме высказываются опасения, что дело окончится силовым противостоянием на улицах между жителями Армянского квартала и турецкими туристами, в которое, естественно, придется вмешиваться израильской полиции.

Помимо «импорта» турецко-армянского конфликта в Иерусалим, турецкие туристы, посещавшие в Иерусалиме Храмовую гору и расположенные на ней мечети, уже неоднократно устраивали там антиеврейские провокации под предлогом «зашиты мечети Аль-Акса». Подобные провокации пресекались израильской полицией, которой, к счастью, пока каждый раз удавалось не допустить их превращения в серьезные и широкомасштабные инциденты. Однако достаточно вспомнить о турецком судне «Мави Мармара», пытавшемся прорвать в 2010 году введенную Израилем морскую блокаду контролируемого ХАМАСом сектора Газа, и тот факт, что задержание этого судна спецназом ЦАХАЛа потребовало применения оружия. Тогда в результате столкновения между израильскими военными и находившимися на борту «Мави Мармары» активистами турецкой исламистской организации IHH были ранены 10 израильтян и убиты 9 и ранены 30 турок.

Представляется, что подобные ассоциации не являются чрезмерными. Увеличение потока туристов из Турции в Израиль и их агрессивное и провокационное поведение в Иерусалиме не случайны. Это часть целенаправленной политики нынешнего исламистского руководства Турецкой Республики, возглавляемого президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Нет никакого сомнения в том, что это руководство испытывает ностальгию по временам Османской империи и в частности по тем временам, когда Израиль был частью этой империи. В рамках своей «ностальгической» политики турецкое правительство, например,  вкладывает большие деньги в реставрацию целого ряда архитектурных памятников окончившейся 100 лет назад эпохи Османского владычества в Палестине/Эрец-Исраэль. Речь идет не только об Иерусалиме. Турки недавно отреставрировали Большую мечеть Яффы, единственного пригорода Тель-Авива, в котором наряду с евреями проживают и арабы-мусульмане (административно Яффа объединена с Тель-Авивом и их население учитывается вместе. Согласно статистическим данным за 2015 год, арабы-мусульмане составляли 3,5% всего населения Тель-Авива-Яффы, составлявшего, по данным  2016 года, 438818 человек).

Конечно, сам по себе интерес турецкого правительства к памятникам османского зодчества, расположенным за пределами нынешней Турецкой Республики, не является политической проблемой. Однако он сопровождается активной финансовой и организационной поддержкой Исламского движения в Израиле. Причем турки пытаются усилить свое влияние на Исламское движение в Израиле не только в Иерусалиме, но и по всему Израилю – от чисто мусульманских населенных пунктов до смешанных в этническом отношении городов, в которых мусульмане являются сравнительно небольшим меньшинством, как, например, в Тель-Авиве-Яффе.

Член узкого кабинета министров (именуется также министерской комиссией) по иностранным делам и безопасности, министр экологии и по делам Иерусалима Зеэв Элькин (Ликуд) заявил корреспонденту еженедельника «Макор ришон» в связи с усилившейся за последнее время активностью Турции в Израиле в целом и в Иерусалиме в частности: «Государство Израиль осуществляет политику открытых дверей для туристов, а если есть те, чьи намерения не невинны, долг полиции и ШАБАКа задержать их или воспрепятствовать их въезду. В качестве министерства (по делам Иерусалима – В.Ч.) мы не имеем полномочий в этом вопросе. Может быть, ведется какое-то обсуждение в полиции, в ШАБАКе или в Штабе по национальной безопасности (это учреждение именовалось в Израиле до 2008 года Советом национальной безопасности — В.Ч.), но мы к нему не причастны.

Вместе с тем министр Зеэв Элькин признал, что влияние Турции на иерусалимских арабов усиливается на фоне недостаточного, по его словам, внимания израильских политиков к Восточному Иерусалиму. По его мнению, «беда в том, что, поскольку большинство жителей восточной части города арабы, решение их проблем не приносит политических дивидендов. Это, конечно, большая ошибка». Относительно последней фразы министра необходимо пояснить, что он имел в виду, что подавляющее большинство иерусалимских арабов имеют статус не граждан, а «постоянных жителей» Израиля. «Постоянные жители» имеют практически все права граждан, но не имеют права принимать участия в выборах в Кнессет. Соответственно израильский политик, который будет прилагать усилия к улучшению условий жизни в арабских кварталах Восточного Иерусалима, не получит за это никакого электорального бонуса. Иными словами, улучшение качества жизни в иерусалимских арабских кварталов является общенациональным интересом Израиля, но проблема с тем, что на уровне отдельных израильских политиков этот интерес выглядит неактульным. И в создавшийся таким образом вакуум проникают финансируемые турецким правительством исламистские фонды.