- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран: реформисты видят последователя Али Акбара Хашеми-Рафсанджани в лице Хасана Роухани

9 января в зале Международного центра конференций в Тегеране прошел конгресс, посвященный первой годовщине смерти бывшего президента ИРИ аятоллы Али Акбара Хашеми-Рафсанджани. Этот конгресс по своему составу стал первым собранием реформистов после недавних беспорядков в стране.

А.А.Хашеми-Рафсанджани стал первым умеренным реформистским президентом Ирана и находился на посту в 1989-1997 гг. В последние годы своей жизни он был членом Совета экспертов, а ранее возглавлял данный Совет. В ходе предвыборной гонки 2013 года Хашеми-Рафсанджани вместе с другим бывшим реформистским президентом Мохаммадом Хатами агитировали своих сторонников голосовать за Хасана Роухани. После победы последнего тройка клерикалов стала неофициальными лидерами реформистского лагеря. Ожидалось, что этот союз будет совместно действовать и в ходе предвыборной кампании Х.Роухани в 2017 году, однако в январе прошлого года  Хашеми-Рафсанджани не стало. Тем не менее, советы и предложения опытного политика учитываются и реализовываются его протеже Хасаном Роухани.

В мероприятии принимали участие и члены семьи Хашеми-Рафсанджани, а также друзья, официальные лица и иностранные гости. Гостей оказалось так много, что им не хватило сидячих мест. В середине мероприятия к членам семьи присоединился младший сын Махди Хашеми, который отбывает тюремный срок по делу о коррупции.

На церемонии выступили Мохаммад Хашеми, первый вице-президент Эсхак Джахангири, глава Организации по ядерной энергии Али Акбар Салехи, Сейед Мохаммад Табатабаи. Основную часть выступлений спикеров составил анализ протестов в разных городах.

Открыл мероприятие своей речью первый вице-президент ИРИ Эсхак Джахангири. Он сообщил, что накануне было решено, что церемонию откроет президент Х.Роухани, однако он не смог принять участие в конгрессе. Согласно сообщению офиса президента, Х.Роухани был приглашен на собрание, но не смог его посетить. Причина не указана, но дочь аятоллы Хашеми-Рафсанджани Фатеме в своей речи критиковала президента, отметив, что ее отец постоянно был угнетен при жизни, а теперь и после смерти, и по ее мнению, это угнетение является причиной отсутствия президента на конгрессе.

Можно предположить, что Х.Роухани таким поступком пытается показать лояльность верховному Лидеру ИРИ Али Хаменеи и консерваторам – особенно в условиях некоторого ослабления его позиций на фоне протестов. Возможно, на данный момент к публичным мероприятиям такого рода президент просто не готов. Тем не менее, он продолжает называть Хашеми-Рафсанджани своим «дорогим другом».

Эсхак Джахангири отметил, что ему, как представителю власти, было поручено  выступить с речью. Он сказал, что Хашеми-Рафсанджани является одним из пяти выдающихся священнослужителей, сыгравших ключевую роль в Исламской революции, и самым влиятельным политиком и членом руководства страны во всех сферах. Он также подчеркнул роль бывшего президента в выборах 2013 года, отметив, что, несмотря на то, что его кандидатуру отклонили, он принимал участие в выборах и сделал президентом другого. Э.Джахангири рассказал, что перед последними по времени выборами у Хашеми-Рафсанджани также была программа, и он настаивал на кандидатуре Хасана Роухани.

«Мы в лице правительства знаем, что в экономической сфере люди сталкиваются со многими проблемами, включая безработицу и недостаточность средств к существованию, а также медленным процессом развития страны, но мы должны сказать, что Иран находится на пути к развитию», — заявил Э.Джахангири.

В ответ на критику экономических показателей, вице-президент сам раскритиковал некоторых ответственных лиц, сказав, что «люди не чувствуют улучшения экономических показателей, хотя эти чиновники заявляют о хороших показателях». Обращаясь к этим чиновникам, Э. Джахангири обвинил их в том, что они «опустили экономический уровень на дно, но мы (правительство Х.Роухани – авт.) подняли ее на десять шагов наверх, а вы (чиновники – авт.) все еще находитесь у руля (на своих постах – авт.)». «В таких условиях становится ясно, почему народ не ощущает улучшения экономических показателей», — сказал вице-президент реформистского правительства.

«Правительство благоразумия и надежды добилось положительного роста экономических показателей, которые были отрицательными, и в экономической ситуации, когда за десять лет не создавались рабочие места при наилучших показателях, с более чем половиной прошлых поступлений каждый год было создано более 600 000 рабочих мест. В эти годы мы также уделяли особое внимание бедным слоям общества, и мы утроили количество людей, охваченных Комитетом по оказанию помощи и благосостоянию. Мы хотим смыть жестокий образ нищеты с лица страны», — сообщил Э.Джахангири.

В своем выступлении вице-президент упомянул и ядерное соглашение, назвав сделку с международными посредниками выгодной для региона и всего мира, и «если американцы испортят это, иранцы не будут скорбеть, и будут продвигать свои дела дальше».

Вторым выступил внук основателя Исламской Республики Имама Хомейни Сейед Хасан Хомейни. Несмотря на то, что консерваторы считают себя истинными последователями курса Имама Хомейни, члены его семьи уверены, что их великий предок призывал к реформам, и именно реформисты придерживаются его идей и предсказаний. Хасан Хомейни и его семья имела тесные отношения с одним из ближайших соратников своего предка А.А. Хашеми-Рафсанджани. На прошедшем мероприятии Х.Хомейни отметил, что  бывший президент понимал желания людей, он был уверен, что невозможно долго обманывать народ и высоко ценил коллективный разум.

Говоря о волнениях в стране, он сказал: «Мой вывод о недавних событиях состоит в том, что, в большей степени, причиной является разочарование в обществе. Чтобы избежать волнений, в обществе должна быть надежда. У нас есть обнадеживающий объективный и субъективный фактор. Этот фактор состоит в том, что люди чувствуют – то, что они выбрали, может быть реализовано, и для этого нет никаких преград».

Очевидно, что реформисты осознают, что их репутация среди народа пошатнулась и пытаются найти оправдания, и винят предыдущие консервативные правительства. Отчасти, аргументы реформистов не беспочвенны. Однако, имеют место быть и другие факторы, о которых рассказал политический эксперт Насер Имани в своем интервью агентству Mehr. Он отметил, что реформисты на сегодняшний день находятся в тупиковом положении, и это ошибка Хашеми-Рафсанджани , который прогадал в экономической политике.

В социальных сетях было создано сообщество сторонников Х.Роухани «Мы сожалеем». Однако реформисты обвиняют консерваторов в попытках таким образом внести раздор между реформистами. Консерваторы, в свою очередь, апеллируют подобными фактами, уверяя, что народ понял, что поспешил с избранием реформистского президента. Комментируя эту ситуацию, Н.Имани  подтвердил обе версии. «Часть избирателей, проголосовавших за Х.Роухани, которых я не назову конкретно реформистами, на сегодняшний день разочарованы, и нельзя это отрицать. Дело в том, что поведение Х.Роухани по сравнению с первым его сроком, изменилось. Обещания, которые он давал последние два года, повысили ожидания. Однако его действия разочаровали избирателей. В течение последних двух лет правительство Х.Роухани ожидает благоприятных открытий после СВПД. И уровень ожиданий тоже был поднят слишком высоко, что также не оправдалось», — говорит эксперт. По его словам, СВПД не повлиял на уровень жизни в стране, а, по статистике, средний класс в результате проведенных реформ пострадал больше, чем более бедные.

«Несмотря на свой консервативный дух, имеющийся со времен революции, Х.Роухани на последних выборах предстал как реформист, полу-оппозиционер, и перешел больше «красных линий», чем на предыдущих выборах. Но после победы его образ вновь стал типично консервативным. С другой стороны, многие считают, что его новое правительство оказалось слабее первого. Возможно, теперь, когда пропаганда вокруг СВПД спала, стало заметно все больше проблем», — считает Н.Имани.

Проводя параллели с между А.А.Хашеми-Рафсанджани и Х.Роухани, иранский политолог отметил, что первый был исключительной личностью, который смог создать целое течение (партия «Каргозаран-е сазандеги» («Вершители созидания»)) и никто не сможет повторить его достижения. Что касается экономической политики, то Хашеми-Рафсанджани также был сторонником либеральной экономической системы, которой сегодня придерживается и действующий президент.

Сын А.А.Хашеми-Рафсанджани, председатель городского совета Тегерана реформист Мохсен Хашеми на съезде партии «Солидарность» («Хамбастеги») также признал, что политический совет реформистского крыла не сумел оправдать ожидания народа, но обвинил в этом духовенство страны. По его словам, условия в стране таковы, что политическим партиям сложно работать, т.к. им приходится учитывать роль религии. М.Хашеми видит дальнейшее благополучие страны в сохранении равновесия между всеми силами, по примеру его покойного отца.

Несмотря на то, что Хасан Роухани не явился на поминальной церемонии своего политического наставника, он остается его истинным последователем. Именно Х.Роухани стал тем президентом, который пытается соблюсти вышеназванный баланс между реформистскими и консервативными силами. Об этом свидетельствует то, что его поддерживает и сам Али Хаменеи. Президент сумел наладить отношения с консервативным Корпусом стражей исламской революции. Вместе с тем, его продолжают считать своим лидером реформисты. Учитывая острую конкуренцию между двумя лагерями политических сил в Иране, сохранять подобный баланс крайне сложно. Но, как показали недавние события, а именно действия всех органов власти во время беспорядков, Хасану Роухани удается справляться с этой задачей.