- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак наращивает переработку попутного нефтяного газа

По сообщению 12 января пресс-секретаря Министерства нефти Ирака, Ассема Джихада, на следующей неделе ожидается подписание контракта с американской компанией «Орион» о переработке попутного нефтяного газа на месторождении «Нахр бин Омар». В настоящее время месторождение находится в операционном управлении нефтяной компании Басры, и на нем ежедневно добывается свыше 40 тысяч баррелей нефти и 25 млн куб. футов газа. Согласно условиям контракта, а о достижении принципиального соглашения по этому поводу мы уже сообщали ранее, газ будет в перспективе направляться в Басру, а также в соседние Насирийю, и в Мисан. В общем и целом, прибавка в производстве «голубого топлива» составит 1 млрд куб. футов газа, а к проекту чуть позже присоединится американская компания General Electric.

По оценке нефтяного эксперта Кейса аль-Аззави, проанализировавшего все поданные в Министерство нефти Ирака заявки на участие в газовых проектах, общая сумма инвестиций в них может достичь 8 млрд долларов США. Количества газа, который вместо сжигания, будет собираться и перерабатываться, будет достаточно и для внутренних потребностей Ирака, и даже останется для экспорта, например, в Европу. На сегодняшний день заинтересованность в поставках газа из Ирака выразили Турция, Иордания, Сирия, Египет, со всеми этими странами уже ведутся соответствующие переговоры.

Среди компаний, претендующих на контракты, согласно данным К.аль-Аззави, болгарская «Булгаргаз», румынская «Трансгаз», австрийская OMV, эмиратская Dana Gas, венгерская MUL, турецкая «Боташ» и немецкая RWЕ. Как минимум, три компании из списка: австрийская, немецкая и эмиратская, как говорится, в дополнительных рекомендациях не нуждаются, и их присутствие означает, что переработка попутного нефтяного газа в Ираке вступает в период своей практической реализации и заниматься ей будут профессионалы.

Сегодняшние ежедневные потери Ирака от сжигания попутного газа оцениваются в 80 млн долларов США. Иностранное участие в проекте приведет к переходу Ирака в разряд регионального и международного экспортера газа. Не говоря о полном самообеспечении, что согласно плану Министерства нефти, должно наступить к 2020 г.

Это тем более важно, что около 70% иракского газа является попутным, который никуда не денется, и, так, или иначе, поступает вместе с добываемой нефтью. Этого количества вполне достаточно, чтобы каждый день наполнить газом 300 тысяч баллонов, или дважды удовлетворить суточную потребность Иордании в электроэнергии.

Появление у Ирака такого товарного количества газа делает возможным его участие в проекте газопровода «Набукко», который планируется проложить от Каспийского моря через территорию Турции, Болгарии и Румынии в Венгрию, и далее, через Австрию, в Европу. Дойдет до этого или нет, будущее покажет, но вот судьба нефте- и газопровода в Иорданию в свете этих новостей становится более реализуемой. Напомним, что Ирак по запасам газа занимает 11 место в мире, а его запасы варьируются от 130 до 145 трлн куб. футов, причем, новые открытия газовых месторождений (значительные пространства страны еще не разведаны), вполне могут передвинуть его в число первой пятерки обладателей крупнейших газовых запасов.

В 2017 году Ирак поставил на экспорт 822 тысячи тонн газа. Главным поставщиком газа стала газовая компания Басры, а портом отгрузки – Хор Зубейр. Ирак входит в число газовых экспортеров с 2016 года, ежедневное производство сжиженного газа достигает 5 300 тонн, примерно 1,3 млрд куб. футов перерабатывается каждые сутки, но темпы производства существенно ограничены тем уроном, который был причинен отрасли в ходе ирано-иракской и последующих войн.

Всего, за 2017 год, Ирак выручил от продажи нефти 59.552 млрд долларов США, или 4.962 млрд долларов в месяц, средняя цена за баррель иракской нефти составила 49 долларов США, нефть закупалась 44 международными торговыми компаниями.

Примечательным является сохраняющаяся диспропорция в структуре производства и переработки нефти в странах региона, позволяющая оценить всю значимость реализации нефтехимических проектов, за которые так рьяно взялись и в Саудовской Аравии, и в Ираке, и в Кувейте. На январь, по данным Reuters были зафрахтованы 12 супертанкеров для доставки в Залив из Европы 700 тысяч тонн бензина, нехватка которого угрожает странам региона из-за постановки местных НПЗ на профилактические работы. Еще прошлогодние ноябрьские поставки выросли по сравнению с октябрем почти в три раза – сообщает Мэтт Смит, аналитик агентства. Они достигли наивысшего уровня, начиная с 2014 года, и в декабре выросли до 900 тысяч тонн.  По нашей оценке, основным фактором, способствовавшим этому, стали опасения военной развязки конфликта между Саудовской Аравией и Катаром, которые, как и их соседи спешили создать резервы топлива на случай войны. Эти не замедлили воспользоваться европейские трейдеры, оперативно переориентировавшие поставки с восточного побережья США, где спрос как раз упал, на Ближний Восток.

Снижение переработки нефти в регионе из-за технических причин, сохранится, по оценке специалистов банка Morgan Stanley, по крайней мере, до начала марта. Это повлияет на поставки в Европу дизельного и авиационного топлива, значительная часть которых поставлялась из Залива, тогда как автомобильный бензин, чье производство на европейских НПЗ значительно превышает потребности «старого» континента, большей частью экспортируется на Ближний Восток, в США и страны Западной Африки. Не случайно, помимо газовой программы, среди приоритетов Министерства нефти Ирака находится сооружение современного НПЗ по выпуску высокооктановых марок автомобильного бензина.