- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Показатели экспорта Турецкой Республики в 2017 году

На первой неделе января этого года турецкие СМИ опубликовали статистические данные, которые свидетельствуют – 2017 год стал вторым по своей успешности для экспортёров после года 2014-го. Напомним, что объем турецкого экспорта по итогам 2014 года составил 157,6 млрд долл. В то время как предыдущий год был закрыт с показателем в 157,1 млрд долл. На наступивший 2018 год цель заявлена ещё выше – достигнуть планки в 170 млрд долл.

Сразу заметим, что перечисленные цифры – это пока ещё не официальные данные страны, которые публикуются Турецким агентством по статистике (TÜİK). Это цифры Меджлиса турецких экспортёров (TİM) — самого авторитетного объединения компаний, ведущих внешнеторговую деятельность. Понятное дело, что данные Меджлиса, хоть и не являются истиной в последней инстанции, до лиры и куруша, но, тем не, менее являются заслуживающим доверия индикатором.

Посмотрим попристальней в те данные, которые были обнародованы.

В частности, экспорт в декабре месяце 2017 года достиг 13 млрд 570 млн долларов, показав весьма высокие темпы роста по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – 10,1%. Таким образом, декабрь 2017 года вошёл в турецкую историю, в качестве месяца с наилучшим экспортным показателем. Более того, если сравнивать кумулятивные показатели 2016 и 2017 годов, то турецкие экспортёры демонстрируют завидный рост – в 10,4%. По данным Меджлиса экспортёров в 2017 году осуществлено поставок за рубеж на сумму в 156 млрд 782,3 млн долларов. Цифра в 157,1 млрд долл. получается при добавлении тех позиций, которые TİM’ом не учитываются.

Если посмотреть на слагаемые этих успехов, то в турецком экспорте лидирует автомобильная индустрия с объемом поставок на сумму 28,5 млрд долл. За ней следует готовая одежда (17 млрд долл.) и химическая промышленность (16 млрд долл.). Целый ряд отраслей продемонстрировал рекордные темпы роста за всю республиканскую историю страны. В их числе: автомобилестроение, машиностроение, ювелирная промышленность, оборонно-промышленный комплекс, сельское хозяйство, в части экспорта овощей и фруктов. Самые высокие темпы роста в ушедшем году были продемонстрированы в оливках и оливковом масле (69,3%), а также в судо- и яхтостроении (37,6%).

При этом количество отраслей с объемом экспорта свыше 1 млрд долл. в Турции в 2017 году составило 23, количество стран, покупающих турецкие товары на сумму свыше 1 млрд достигло 33-х, число турецких экспортёров выросло до 69 тыс. 516-ти.

Положительным образом, согласно статистике, идут дела и в промышленности, которая составляет 77,4% турецкого экспорта. Экспорт промышленных товаров вырос на 12,8% и достиг 121 млрд 392 млн 773 тысяч долларов. С другой стороны, экспорт сельхозпродукции (доля в экспорте — 13,5%) в прошлом году вырос на 5,1% и достиг 21 млрд 235 млн 89 тысяч долл. Отдельно стоит упомянуть и про важнейший для Турции, не только в финансовом, но и в культурном смысле, экспорт сериалов. Их ежегодный экспорт находится на уровне около 350 млн долл. При этом, к 2023 году ставится задача преодолеть отметку в 1 млрд долл.

Уместно перечислить десятку стран, наиболее крупных потребителей турецкой продукции: Германия (14,8 млрд долл.), Великобритания (9,3 млрд), Италия (8,3 млрд), США (8,1 млрд), Ирак (8,1 млрд), Франция (6,5 млрд), Испания (6,2 млрд), Голландия (3,8 млрд), Израиль (3,4 млрд), ОАЭ (3,2 млрд). Данные по России пока не обнародованы, но, для сравнения, турецкий экспорт в Россию в 2016 году составил 1,7 млрд долл.

Подводя итоги 2017 года, министр экономики Турции Нихат Зейбекчи выступил с заявлением о том, что Турция собирается бить исторические рекорды не только каждый год, но и каждый месяц. Целью же турецкого правительства является увеличение объёма поставок за рубеж в текущем году, как было сказано выше, до 170 млрд долл. Уверенность в достижении поставленных целей демонстрирует и руководство Меджлиса турецких экспортёров, включая ежегодные и ежемесячные показатели. Причем, не только непосредственно в объеме экспорта, но и в числе турецких экспортёров и в числе стран-экспортных направлений для турецких товаров и услуг.

Прежде чем комментировать приведенные выше цифры, надо отметить прекрасную работу статистических ведомств Турции, благодаря которым у любого гражданина страны, в открытом доступе и с минимальными задержками по времени, есть возможность знакомиться с экономическими показателями страны, в любой разбивке, комбинации, а весь период наблюдения с момента провозглашения Турецкой Республики. Помимо аналитического аспекта, есть ещё и психологический. Чем больше информировано общество, тем государству легче ставить задачи на перспективу и обеспечивать их достижение.

Касательно же приведенных выше цифр, отметим их некоторую парадоксальность, которая не совсем вяжется ни с непростыми отношениями с соседями, ни понижением кредитных рейтингов. С другой стороны, падение курса национальной валюты по отношению к доллару работает на турецких экспортёров, делая их цены более привлекательными по сравнению с конкурентами. Ну, а сужение возможностей на внутреннем рынке толкает турецкие компании искать новые возможности за рубежом. Что вполне коррелируется с ростом числа турецких экспортёров. В плюс турецким экспортёрам идёт и достойное обеспечение экспортной деятельности и лоббирование, насколько это возможно в нынешних реалиях, со стороны государства.