- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об оценке Всемирным банком экономических перспектив Алжира на 2018-2019 гг.

Всемирный банк (ВБ) повысил прогноз по развитию экономики АНДР на 2018 и 2019 гг. Тем самым, признана эффективность и своевременность мер, предпринимаемых правительством страны в рамках политики финансового оздоровления и диверсификации источников дохода бюджета.

Опубликованный на прошлой неделе в Вашингтоне, полугодовой отчет, определяет рост валового производства в Алжире в 2018 году в 3,6 %, против 1%, который был рассчитан в предыдущем отчете, вышедшем в июне. То есть, экономические маркеры за полгода позволили сделать вывод о росте темпа производства на 2.6%.

Коррекции был подвергнут и показатель роста за 2017 год, по итогам года, он был увеличен до 2.2% с изначальных 1.8%.

Что касается прогноза на 2019 год, то, несмотря на его общее снижение на 1.1%, он также был повышен с июньских полутора до итоговых 2,5%.

В комментариях ВБ говорится, что новые инвестиционные программы и меры, предпринятые правительством страны, нашедшие отражение в бюджете на 2018 год позволили прийти к таким оценкам экономического роста в краткосрочной перспективе.

В сравнении с большинством стран Ближнего Востока и Северной Африки, Алжир сохраняет в глазах международных финансовых организаций достаточно высокий рейтинг, и его экономика показывает лучшие показатели, чем у других стран, которые зависят от экспорта энергоносителей.

Так, июньские оценки ВБ в отношении стран Ближнего Востока были скорректированы в сторону уменьшения для трех стран-членов ССАГПЗ: Саудовской Аравии, Кувейта и Омана. Были снижены прогнозы и по Марокко (на 0.6%) и по Тунису (на 0.3%).

Одним из основных факторов, сыгравших в пользу Алжира, так же, как и некоторых других стран-экспортеров нефти, в том числе и РФ, оказались меры именно диверсификационного характера, поскольку отчет готовился в свете ситуации с ценами на нефть и газ. Все, что способствует получению денег не от нефти и газа сразу повышало оценки международных финансистов. Кроме Алжира, подобных оценок удостоились ОАЭ и Нигерия, которым в 2017 году удалось реализовать несколько крупных инвестиционных проектов, которые будут продолжены и в новом, 2018 году и не связаны с нефтедобывающей промышленностью. Это – девелоперский бизнес, альтернативная энергетика, сельское хозяйство и информационные технологии, а также нефтехимическая промышленность.

Положительной оценки удостоились также меры по ограничению инфляции, сокращению товарного и торгового дефицитов, и, как ни странно, социально ориентированные программы. Впрочем, в случае, как, например, с Саудовской Аравией, заслужившей на этом поприще похвалы от международных финансовых воротил, реализация подобных программ воспринимается как показатель стабильности экономики (раз хватает денег на такие «глупости»). Или как компенсационный механизм, тому закручиванию гаек, которое устроил королевству в 2017 г. его Высочество, наследный принц Мухаммед бен Сальман.  Все, что направлено на уменьшение социальных рисков, полезно для экономики, считают эксперты ВБ, хотя, скорее всего, этот подход применяется далеко не во всех случаях и не ко всем странам.

Поддержку прогнозу ВБ оказала и ситуация с ценами на нефть, переживающими подъем.  Марка «Брент» вплотную подобралась к важной психологической отметке в 70 долларов за баррель, а американская WTI выросла до 63.5 долларов США за баррель. Трудно сказать, сколько продлится такое положение, но пока что, положительная динамика нефтяных цен и сохраняющаяся линия ОПЕК на ограничение поставок сыграли свою роль при оценке перспектив алжирской экономики.

Примечательным обстоятельством, косвенно подтверждающими выводы экспертов ВБ, является ситуация с производством легковых автомашин в Алжире. Не секрет, что производство автомобилей, особенно с высокой степенью ее местной локализации свидетельствует о достаточно высоком уровне развития обрабатывающей промышленности, производства резиновых изделий, электротехники и пр. Кроме того, автомобили покупают, когда есть деньги, для них строят дороги, автосервисы, заправочные станции, одним словом, чем больше машин – тем лучше дела в экономике. В случае с Алжиром, в понедельник, 15 января, французская группа Renault» отчиталась о том, что доля ее продукции на местном рынке, составляет 62,8 %.

Продажи группы выросли в Магрибе, в целом, на 5.6%, и Renault контролирует 42.4% рынка, что касается Алжира, рост продаж за прошлый год составил 11%.

Группа имеет в Алжире пять автосборочных производств, которые могут поставить на рынок 260 тысяч автомобилей в год. Один завод компании в Уад-Тлеляте (Вагране) может выпустить в 2918 году 80 тысяч машин.

За пределами Европы, продажи продукции Renault составили до 42% от рынка, в 2017 году было продано свыше 3.7 млн автомобилей, — заявил Тьерри Кускас, коммерческий директор и член исполнительного комитета компании. По его оценке, стратегия компании по географической экспансии и широкой рекламной кампании в интернете, известная под лозунгом Drive The Future, оправдала себя и будет продолжена в 2018 г.

Лидерами продаж стали марки Renault (2.67 млн проданных машин) и DACIA (655 000 проданных автомобилей).

Часть машинокомлектов для сборки Renault Logan, алжирские предприятия получают…из Москвы, с завода компании, развернутого на базе бывшего АЗЛК.

Мы согласимся с оценками экспертов Всемирного банка. Ранее, в материалах по Алжиру, размещенных на страницах сайта Ближнего Востока, мы сообщали нашей аудитории о мерах правительства страны по диверсификации экономики, развитию международного сотрудничества, но, тем не менее, как и прежде, отметим, высокую степень политических рисков, способных при негативном развитии, в одночасье обрушить достаточно сложную экономическую обстановку в стране. Это, и приближающийся момент передачи власти в стране, и сохраняющая напряженность в отношениях с Марокко по вопросу Западной Сахары, чреватая вооруженным конфликтом, крайне нежелательным, как для алжирской экономики, в частности, так и для политической ситуации в Северной Африке, в целом. Война в Западной Африке неизбежно приведет к вмешательству внешних сил, Франции, с высокой степенью вероятности, Испании и превратит весь регион в одну конфликтную зону, являющуюся питательной средой для экстремистов и террористов всех мастей. К сожалению, ближайшие несколько лет не сулят ни Северной, ни Центральной, ни Восточной Африке ничего хорошего, и пока, не просматривается ни одного сдерживающего это, международного или регионального механизма.