- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжирские источники о новой операции против «Боко харам»

Руководство АНДР продолжает оказывать совместно с ЮАР помощь общему союзнику Нигерии в борьбе с «Боко харам», «филиалу» запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ).

Необходимо напомнить, что в том числе благодаря такой поддержке в 2016 году данной группировке было нанесено поражение, после чего ее атаки заметно сократились.  Так, например, университет Джона Хопкинса указал, что во втором квартале 2016 года боевики «Боко харам» убили 244 человека, что является самым низким квартальным показателем за пять лет.

Это дало основание военным из Нигерии заявить о достижении победы после многолетних боевых действий, которые в 2015 году затронули уже практически все соседние с ней страны, включая Бенин, Камерун, Нигер и Чад.

Между тем, 31 августа 2016 года генерал-майор Лаки Ирабор заявил, что на тот момент боевики контролировали лишь несколько населенных пунктов вблизи озера Чад и лесной массив Самбиса и что эти последние опорные пункты «Боко харам» будут зачищены в течение нескольких недель.

Специалисты из Алжира, как «технические», так и представители сил специального назначения, также участвовали в нанесении поражения «Боко харам».

Тем не менее, они высказывали скепсис относительно достижения над ней «безусловной победы».

Их правоту показали события 2017 года, когда «Боко харам», частично восстановившая свои силы, перешла в контрнаступление.

Ситуация достигла такой остроты, что в первой половине 2017 года против нее была предпринята скоординированная операция под кодовым названием «Глубокий удар-2» силами всех затронутых действиями этой группировки государств, которая опять-таки осуществляется при весьма широкой иностранной поддержке со стороны США, Франции, Великобритании, Алжира и ЮАР.

События развернулись на достаточно протяженной территории в приграничье Камеруна, Чада, Нигера и Нигерии, особенно на северо-востоке последней.

Одной из задач была объявлена ликвидация лидеров радикальных исламистов Абубакара Шекау в лесу Самбиса и Маммана Нура в районе озера Чад, в двух районах штата Борно, где боевики этой группы в последние недели и месяцы проявляли особую активность.

Согласно официальным данным армии Нигерии и Камеруна, начавшееся наступление развивается очень успешно и с незначительными потерями: их источники признают гибель 10 нигерийских (и ранение 9) солдат, тогда как камерунские силовики (зачищают область Парису и вообще крайний север своей страны) потеряли убитыми 2 человек.

Они же утверждают, что ими были уничтожены десятки боевиков, в то время как сотни других были вынуждены сдаться.

При этом, согласно заявления высокопоставленных военных из Абуджи, якобы во время воздушной бомбардировки сам Нур был ранен, а его жена убита, а Шекау, как утверждает пресс-секретарь армии Нигерии, генерал Сани Усман, похож на «загнанную лошадь, и его ожидает Ватерлоо».

Между тем, известно, что операцию заметно затрудняет активное применение боевиками «Боко харам» мин и заминированных автомобилей (значительная часть потерь участвующих в операциях против них силовиков обусловлена именно этим обстоятельством), а также умелое использование условий местности, особенно болот.

Формально стремление зачистить регион от джихадистов было обусловлено тем, что их группа под руководством Нура в конце декабря 2017 года осуществила успешный налет на военную базу Нигерии, что только по официальным данным приведший к гибели 9 военнослужащих.

В свою очередь, еще одним вызовом властям стало появление уже несколько раз «официально похороненного» Шекау 2 января 2018 года в видеоролике, в котором он взял на себя ответственность за целый ряд последних по времени терактов и обещал совершить их в столице штата Борно – Майдугури, и в городах Гамбору и Дамбоа на границе с Камеруном.

Как бы там ни было, по данным алжирских источников, проведение данной операции во многом обусловлено желанием президента Нигерии Мухаммаду Бухари, бывшего генерала, который был избран в 2015 году на обещании покончить с джихадистами, и, как ожидается, будет баллотироваться на второй срок в следующем году.

Он и его подчиненные не устают утверждать, что на этот раз «Боко харам» будет окончательно побеждена, а занятые ее боевиками территории будут раз и навсегда освобождены.

Между тем, они уже делали заявления о разгроме данной группировки в 2015 – 16 годах, но джихадисты продолжают регулярно совершать теракты в отдаленных районах.

Следует заметить, что отчасти их ослабили междоусобицы, вызванные в том числе решениями «центрального» руководства ИГ, когда в начале августа 2016 года от имени его главы Абу Бакра аль Багдади было объявлено, что на место Шекау назначается Абу Мусаб аль-Барнауи.

В видео, опубликованном несколькими днями позже, Шекау отказался принять это назначение и поклялся бороться с ним, одновременно заявив, что он по-прежнему верен лидеру ИГ.

Как бы там ни было, это привело к расколу «Боко харам» на группировки, которые признали назначение Барнауи, и которые остались верны Шекау, после чего между ними произошли вооруженные столкновения.

Проблема состоится в том, борющимся с ними силовиками достаются обычно сожженные деревни и разоренные территории с голодным обездоленным населением, заботу о котором приходится брать на себя официальным властям.

Делать это достаточно трудно, поскольку власти Нигерии не имеют прежних источников финансирования вследствие падения мировых цен на энергоресурсы.

Учитывая то, что неотложная медицинская и продовольственная помощь сегодня требуется 8.5 млн представителей местного населения.

Ситуация усугубляется и в результате возвращения большинства беженцев – из 1.8 млн вынужденных переселенцев к местам проживания вернулись уже 1.2 млн.

На обустройство их мирной жизни требуются миллиарды долларов, которых у участников операции против «Боко харам» нет. Во всяком случае, они демонстрируют неспособность кардинально улучшить положение населения тех районов, кто оперировали или оперируют боевики.

А значит, почва для продолжения действий джихадистов в регионе, умело использующих все промахи власти, сохраняется.

Не случайно, что побывавшие в Нигерии алжирские офицеры убеждены в том, что «Глубоким ударом-2» борьба против «Боко харам» не закончится и что она может растянуться на долгие годы.