- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах гуманитарной ситуации в Судане и Южном Судане в 2018 году

По итогам 2017 года Судан и Южный Судан вошли по классификации ООН в пятерку крупнейших гуманитарных кризисов на африканском континенте. В этой связи, анализ перспектив развития гуманитарной ситуации в обеих странах представляет заметный интерес. Причём не только в контексте непростых политических отношений между этими соседями, но в том числе и в силу различных тенденций, обозначившихся в этих двух странах в 2017 году.

Подведем вначале некоторые итоги на политическом и гуманитарном треках в 2017 году, для понимания перспектив текущего периода. Разумеется, гуманитарная ситуация во многом является барометром политического развития,  интенсивности  вооруженного конфликта и социально-экономических тенденций. По этим параметрам ситуация в Судане и Южном Судане в 2017 году кардинально отличалась.

В Судане вооружённый конфликт в течение 2017 года не эскалировал, политическая ситуация была относительно стабильной, а уровень насилия был умеренно-устойчивым и регулярным, но без новых вспышек. Как результат, положение в области продовольственной безопасности не сильно ухудшилось. При этом, однако ограничительные меры со стороны национального правительства  в плане гуманитарного доступа международных организаций к нуждающемуся населению в полной мере сохранились. Число внутреннее перемещённых лиц оставалось на уровне 2.3 млн человек, а в продовольственном содействии в Судане на конец 2017 года нуждается 3.8 млн человек.  При этом, на политическом треке наметились положительные тенденции, которые способствовали позитивной динамике и в торгово-экономической области. Главным, пожалуй, стало некоторое потепление отношений официального Хартума с США, что привело к отмене администрацией Д.Трампа в октябре 2017 года значительной части торгово-экономических санкций.

В Южном Судане в прошлом году в целом наблюдалась обратная, негативная тенденция во многих сферах, что воздействовало значительным образом и на гуманитарную ситуацию в стране. Отсутствие национального политического консенсусу и активизировавшая внутриполитическая борьба между президентом С.Кииром и оппозицией привела к росту репрессивных мер и уровня насилия. В свою очередь, эта внутриполитическая интрига вынуждала Вашингтон как главного спонсора южносуданской независимости, активно вмешиваться и даже оказывать давление на президента и его клан, требуя отказа от репрессий и большей договороспособности, при этом даже прибегая к угрозам сокращения гуманитарной и финансовой помощи Южному Судану, в обеспечении которой США играют лидирующую роль. Несмотря на это, в прошлом году наблюдался рост криминогенной обстановки и вооруженных столкновений. Нараставший в 2017 году вследствие политической нестабильности экономический кризис оказывал весьма негативное воздействие на гуманитарную ситуацию. К осени 2017 года, например,  цены на кукурузу и сорго — основные злаковые культуры — выросли вдвое по сравнению с 2016 г. Существенно возросшие цены на топливо тормозили развитие основных производственных секторов, таких как сельское хозяйство. Как итог — значительное ухудшение на протяжении 2017 года гуманитарной ситуации, что привело даже к официальному объявлению масштабного голода (famine) в ряде регионов страны в начале 2017 года. Ситуацию, правда, вскоре удалось взять под контроль, однако угроза повторения этой ситуации сохраняется, и категория населения в зоне риска, то есть фактически стоящего на пороге голода, весьма существенная.

Прогноз гуманитарных перспектив в двух Суданах в 2018 году будет во многом базироваться на политическом процессе, который может повлечь за собой сдвиги в социально-экономическом развитии и содействовать выправлению гуманитарной ситуации. Каких-либо кардинальных позитивных сдвигов в текущем году как в одной, так и в другой стране ожидать не приходится.

В Судане вероятны некоторые позитивные сдвиги на фоне обнадёживающих политических процессов, однако ожидать улучшения ситуации в области безопасности, резкого сокращения уровня конфликтности и выправления гуманитарной ситуации ожидать не приходится. Более того, вероятен массовый приток новой волны беженцев из Южного Судана, что приведёт к дополнительной нагрузке на инфраструктуру, особенно в таких секторах как продовольствие и питание, здравоохранение, санитарные услуги, доступ к воде и гигиеническим средствам. На этом фоне следует ожидать распространения инфекционных заболеваний, включая диарею и даже холеру, официальную статистку которых сегодня местные власти не очень склонны раскрывать. Новые миграционные потоки и внутренние перемещения будут, соответственно, сковывать экономическую активность и устойчивое развитие. На этом фоне, однако, внешнеполитические достижения Судана в 2017 году могут оказать балансирующее воздействие и отчасти нивелировать гуманитарные проблемы. В частности, ожидаемое возобновление торговых отношений с США после отмены санкций должно по идее привлечь американских инвесторов в суданскую экономику, примеру которых в перспективе могут последовать и другие западные страны. Это может помочь модернизации суданского сектора углеводородов, который сегодня является важнейшим драйвером  экономического роста в стране. Поэтому в случае сохранения стабильных цен на нефтегазовые ресурсы на мировых рынках, Судан может накопить достаточный запас прочности для обеспечения роста экономики, что позволит эффективнее реагировать на гуманитарный кризис.

По Южному Судану прогноз менее благоприятный. Как представляется, общая политическая ситуация в 2018 году будет и далее деградировать. В начале января уже стало понятно, что заключенное в спешке, под международным давлением, новое мировое соглашение о национальном примирении между партией президента и оппозицией, не станет той самой консолидирующей платформой для выхода на путь стабильного и безопасного развития. Сразу после заключения этого соглашения начались провокации и его систематические нарушения, причём как с той, так и с другой стороны. В январе стало очевидным, что соглашение неэффективно и работать не будет. Такой поворот будет оказывать самое негативное воздействие на гуманитарную ситуацию в предстоящем году. Следует ожидать дальнейшего регресса в сфере безопасности и защиты населения, ухудшения ситуации в области продовольственной обеспеченности. Объявление массового голода в ряде провинций Южного Судана в 2018 году вполне ожидаемо.