- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 4

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха и, прежде всего, напомним, что в предыдущей части материала мы приступили к рассмотрению основных пунктов прошлогодней повестки главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). Невзирая на то, что ключевой для страны референдум по конституционным поправкам проходил в апреле месяце 2017 года, под его знаком, по большому счёту, прошёл весь год. Тактика республиканцев по противодействию законодательной инициативе альянса правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и правой Партии националистического движения (ПНД), надо сказать, не отличалась цельностью и большой последовательностью: на фоне бурной салонной деятельности была предпринята агитационная поездка в курдские регионы страны – Восток и Юго-Восток.

Касательно зарубежной агитационной кампании, после того как самолёту министра иностранных дел страны М.Чавушоглу не разрешили посадку в Голландии, свои, ранее запланированные, мероприятия в стране пришлось отменять и НРП. Как указывает Альманах, почувствовав предстоящее поражение на референдуме, НРП даже пригласили чилийского специалиста по рекламе Франсиско Гарсию Феррада, однако, ничем, кроме как выражением «озабоченности», затеянные мероприятия не закончились. В конце концов, Альманах пишет про то, что НРП скатились на откровенно спекулятивные лозунги, в частности, про то, что 3 млн сирийских беженцев будет дано турецкое гражданство, а также про то, что 15 июля 2016 года на самом деле было «управляемым (со стороны власти – В.К.) переворотом».

От себя заметим справедливость упрёка Альманаха в адрес НРП, которые, действительно, очень любят делать необоснованные заявления и, ничуть не учась на своих ошибках, из раза в раз получают от властей изрядную порку. Понятно, что сама власть тоже любит позаниматься популизмом и разглагольствованиями, но она может себе это позволить, ибо делает она это регулярно разрезая ножницами ленточку на церемонии открытия очередного моста, больницы и дороги. А вот оппозиция, которая по определению не может представать в глазах избирателей практиками «в кепке с мастерком», должна очень чётко отвечать за свои слова, что у неё, мягко говоря, не всегда выходит.

После подведения итогов референдума, оппозиция сделала заявление о непризнании их результатов со ссылкой на то, что множество бюллетеней было должным образом не проштамповано печатью избирательных участков. Ну, и с учётом целого ряда прочих выявленных республиканцами нарушений. В своем выступлении лидер НРП Кемаль Кылычдароглу заявил о том, что приблизительно половина населения страны проголосовала «против», а посему Конституция, поправленная таким образом, не будет являться для народа объединяющим фактором (какая, кстати, разница если по закону достаточно простого большинства? – В.К.). Однако, протест, поданный НРП в Государственный совет, был отклонен, а результаты голосования, озвученные Высшей избирательной комиссией, — были признаны окончательными. Следующим шагом республиканцев стала угроза направить протест в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Параллельно, по мере активизации в стране борьбы с террористической организацией Фетхуллаха Гюлена, Народно-республиканская партия взяла на вооружение тезисы о «контрперевороте» и об «управляемом перевороте» в стране.

На самом деле ситуация с небесспорными, в силу минимальной разницы между «да» и «нет», итогами референдума стала той лакмусовой бумажкой, которая четко определила границы возможностей ведущей оппозиционной силы в стране, в её нынешнем состоянии. Когда решается в буквальном смысле судьба страны и демонтируется старый порядок, рассуждать в кабинетах про иски в Конституционный суд и в ЕСПЧ – просто смехотворно. При этом заметим, что обстановка в стране была наэлектризована в те дни до своего предела и от НРП требовалась только «искра». Но и на это партия оказалась неспособна.

Тем интереснее то обстоятельство, на которое указывает Альманах: 48,6% голосов на референдуме по Конституции были признаны … успехом НРП, который было предложено повторить на президентских выборах 2019 года. А сам референдум, пусть и проигранный, стал, по словам К.Кылычдароглу, возможностью обратиться к избирателям страны за пределами своего традиционного пула. Было предложено эту практику продолжить с тем, чтобы не дать возможности избраться президенту Эрдогану в рамках новой модели. НРП стала срочно изучать успешный опыт Э.Макрона, с тем чтобы внедрять его на турецкой земле (в этом месте можно лишь развести руками – где президентские выборы с несколькими кандидатами и где референдум с двумя вариантами ответов, где Франция и где Турция? – В.К.).

Разумеется, не могли спустя определённый промежуток времени оппозиционеры не прийти к очевидной мысли о том, что 48,6% сказавших на референдуме «нет» представляют всё же разные политические движения страны (в то время, как максимальный потенциал самих НРП находится где-то на уровне 20-25% голосов избирателей – В.К.). НРП начала срочно искать возможности создания нового альянса, в частности, с Мерал Акшенер, которая спустя какое-то время откололась от ПНД и создала свою Хорошую партию.

Опять же, по состоянию на январь 2018 года, о своем альянсе на президентских выборах объявили ПСР и ПНД, когда последние отказались от выдвижения своего кандидата. А у НРП – воз и ныне там. Никаких альянсов они до сих пор не создали. Обещанная поддержка от Хорошей партии по поддержке кандидата НРП во втором туре – это несерьёзно. Очевидно, что президент Эрдоган настроен выигрывать в первом туре голосования «в одну калитку».

Вообще, в рядах НРП всё чаще раздаются оппозиционные голоса, однако, К.Кылычдароглу все нападки на себя пока стойко отражает (вместо того, чтобы понять, что просто пора освобождать кресло и реформироваться – В.К.).