- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: декабрь 2017 г.

В первый день декабря находившийся с визитом в Вашингтоне глава правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Сарадж потребовал от США отменить эмбарго на поставки оружия, введенного ООН  против Триполи в 2011 г. Мотивируя это требование на встрече с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом, он указал на то, что Ливия в настоящее время сталкивается с многочисленными вызовами в лице религиозного экстремизма и терроризма. «Мы рассчитываем, что это эмбарго будет хотя бы частично отменено, по крайней мере – для определенных категорий силовиков, таких как Республиканская гвардия и Береговая охрана», — сказал глава ПНС.

К настоящему времени ПНС контролирует только часть территории Ливии, и по данным его восточного оппонента – «правительства» в Тобруке – очень незначительную. Восточному «правительству» подчиняется Ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром. Согласно распространенному в июне докладу ООН, ранее ОАЭ нарушили эмбарго, поставив ЛНА боевые вертолеты и самолеты.

1 декабря Ф.Сараджа принял глава Госдепа США Рекс Тиллерсон. Последний в ходе переговоров призвал «всех политических игроков в Ливии конструктивным образом поддерживать» посреднические усилия ООН. Как отмечалось в коммюнике Госдепа по итогам переговоров, глава этого ведомства «подтвердил полную поддержку США премьер-министру Ф.Сараджу, ПНС и соглашению о политическом переходном периоде». В документе подчеркивается, что по мнению Вашингтона, подписанное в конце 2015 года в Марокко соглашение о переходном периоде, давшее жизнь ПНС «остается единственной основой для политического решения». В то же время признается необходимость его изменения, по всей видимости, с тем, чтобы учесть интересы восточного «правительства». «Все попытки разрушить политический процесс под эгидой ООН или навязать военное решение конфликта могут только дестабилизировать Ливию, предоставляя новые возможности для джихадистских группировок, включая «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России – авт.), для того, чтобы угрожать США и их союзникам», — отмечалось в коммюнике.

Ливийского премьера принял также президент США Дональд Трамп.

Напомним, что 20 сентября эмиссар ООН в Ливии Гасан Саламе представил новую «дорожную карту» по выводу Ливии из кризиса, предусматривающую, в частности, принятие с помощью референдума новой конституции и проведение выборов.

2 декабря в Риме на международной конференции по ситуации в Средиземноморье Г.Саламе призвал ливийцев провести выборы уже в 2018 году, воспользовавшись тем, что, по его оценке, внешнее влияние на события в Ливии заметно уменьшилось.

6 декабря в Ливии началась кампания по составлению списков избирателей на предстоявших выборах, дата проведения которых на тот момент не была объявлена. Равно как и какими они будут – президентскими или парламентскими. Объявление об этом сделал глава ливийский Верховной национальной избирательной комиссии (HNEC) Имад ас-Сайех в присутствии Г.Саламе. Как отметил И.ас-Сайех, цель кампании – добавить в списки избирателей по меньшей мере 1 млн человек, которые должны присоединиться к 1,5 млн ливийцев, которые состояли в списках избирателей на парламентских выборах 2014 г. Она должна продлиться в течение двух месяцев.

Календарь политических событий, предложенный ООН и Г.Саламе, поддержал посетивший Триполи 21 декабря глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Он сразу после Триполи, которого, как и все западные страны, поддерживает Париж, посетил и Тобрук. В Тобруке он фактически предъявил ультиматум Х.Хафтару, который, похоже, был отвергнут. В Тобруке считают проведение выборов в 2018 году нереальным мероприятием.

Восточное «правительство» Ливии пользуется поддержкой Египта, ОАЭ и России, ПНС поддерживается исламистскими режимами в Турции и Катаре, а также западными странами.

В настоящее время считается, что при 6-миллионном населении Ливии в стране имеется примерно 3,4 млн потенциальных избирателей.

Удивительно, но в бурлящей Ливии HNEC пользуется репутацией дееспособной и по настоящему независимой структуры. У нее есть опыт проведения парламентских выборов в 2012 и 2014 годах.

Обратило на себя внимание сделанное в Париже 3 декабря заявление двух несомненных участников ливийских событий – президента Франции Эмманюэля Макрона и наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Зайеда. Согласно коммюнике канцелярии Э.Макрона, стороны в ходе телефонного разговора договорились «продолжить международные усилия» с целью «привести Ливию к стабильности и бороться против всякого рода трафиков». В последнем случае в первую очередь имелись в виду сети по переброске нелегалов в Европу.

Хорошо известно, что Франция поддерживает Триполи, в то время как ОАЭ – Тобрук.

7 декабря Африканский союз (АС) объявил о своем намерении репатриировать из Ливии 20 тысяч иммигрантов с направлением их в страны, которые они покинули. Это намерение АС предполагал осуществить в течение шести недель. Оно стало реакцией на международный скандал, связанный с демонстрацией видеокадров, снятых на одном из рынков невольников в Ливии. АС намеревался вывезти тех африканцев, которые находились в лагерях, контролируемых ливийскими властями.

В тот же день находившийся в Берлине глава ПНС Ф.Саррадж пообещал сделать все необходимое с тем, чтобы облегчить «страдания»    иммигрантов в Ливии. По его данным, 20 тысяч из них находились в 42 лагерях, контролируемых ПНС, и 500 тысяч вне их. Известно, что ПНС контролирует только незначительную часть территории Ливии.

9 декабря Ливия и Италия договорились сформировать объединенный командный пункт, призванный объединить усилия по борьбе с незаконной иммиграцией. Это решение было оформлено по итогам визита в Триполи главы МВД Италии Марко Миннити. В эту структуру вошли представители разведок, береговой охраны и прокуратур двух стран.

12 декабря в Москве побывал глава МИД ПНС Мухаммед Таха Сиала. По итогам встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым он получил заверения последнего в том, что РФ «сделает все» для того, чтобы добиться согласия между Триполи и Тобруком относительно путей выхода страны из кризиса. Известно, что в этом кризисе Москва поддерживает Тобрук, сохраняя отношения с Триполи.

17 декабря важным заявлением отметился Х.Хафтар, утверждавший, что соглашение от 17 декабря 2015 г., подписанное двумя годами ранее в марокканском Схирате, утратило его силу, равно как недееспособным стало его порождение – ПНС. Он напомнил, что первоначальный мандат ПНС ограничивался всего лишь двумя годами, и теперь, два года спустя, оно окончательно потеряло свою легитимность. Базирующийся на востоке страны международно признанный парламент не признал легитимность ПНС, однако поддерживает «правительство» в Тобруке. При этом Х.Хафтар признал, что не педалирует ситуацию, опасаясь западных санкций.

Общепризнанно, что фельдмаршал, контролирующий значительную часть Ливии, не имеет позиций на западе страны, а также в Мисурате.

29 декабря Х.Хафтар заявил, что он поддерживает идею проведения выборов в 2018 году. Однако он одновременно пригрозил, что возьмет на себя всю полноту власти, если политический процесс затормозится.

18 декабря в Мисурате (200 км к востоку от Триполи) по возвращении из Турции был похищен и убит мэр этого города Мухаммад Эштеви. Его автомобиль подвергся обстрелу неизвестными. Находившийся вместе с мэром его брат получил ранения, но выжил. М.Эштеви получил свой мандат по итогам выборов 2014 г. Его мандат истекал в конце 2018 г. Стоит напомнить, что Турция в ливийской конфликте поддерживает силы, так или иначе связанные с «Братьями-мусульманами» (запрещены в РФ). Представитель «братьев» находится у власти в этой стране, тем самым те, кто поддерживают в РФ Р.Т.Эрдогана, формально нарушают российское законодательство.

Мисуратские бригады бывших «повстанцев», в которых сильны позиции исламистов, составляют основу вооруженных формирований ПНС, противостоящих Х.Хафтару. Они сыграли решающую роль в свержении режима М.Каддафи в 2011 г., равно как в разгроме формирований «Исламского государства» в 2016 г. в Сирте. Мисурата – третий по количеству населения город Ливии, число его жителей оценивается в 400 тысяч человек.

26 декабря подрыв на нефтепроводе, связывающим ливийский юг с терминалом Эс-Сидра, резко изменил ситуацию на мировом нефтяном рынке. Подрыв произошел на участке в регионе Мрада, что в 400 км юго-западу от Бенгази. В результате ливийская национальная нефтяная компания NOC сообщила о сокращении экспорта на 70 – 100 тысяч баррелей в день. Нефтепровод эксплуатировала компания Waha Oil, СП NOC с участием американских компаний ConocoPhillips, Hess и Marathon Oil.

В целом, создается впечатление, что Ливия, как и Сирия, а также некоторые другие страны, все больше становится жертвой в борьбе ряда крупных нефтяных корпораций вне зависимости от их национальной принадлежности за преимущества в получении доступа к запасам углеводородов этих стран. Что касается тех, кто сделал ставку на Х.Хафтара, им необходимо напомнить, что фельдмаршал хоть и контролирует большую часть Ливии, он практически не имеет влияния на западе страны, находящемся под контролем сильных в военном отношении группировок бывших «повстанцев».